Культура татарского народа

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Культура татарского народа». Классы: 1-4
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Культура
татарского народа» относится к социально - педагогической направленности.
В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы МАОУ
«Бугалышская СОШ» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Культура татарского народа» в 1-4 классах выделяется 2 учебных часа в
неделю, т.е. 68 часов в год.
Нормативно - методические материалы:
1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.
2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
3. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242)
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта
2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально­
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»
5. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ»
(Приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
6. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.).
Дата утверждения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально­
педагогической направленности «Культура татарского народа» утверждена директором
МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 28 от 09.06.2020 г.
Цель: пробуждение у обучающихся живого интереса к изучению культуры
татарского народа, формирование патриотизма как основы толерантности, развитие у
школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.
Задачи:
познакомить учащихся с историей татарского народа; изучить историю семьи;
- обеспечить усвоение новой терминологии, связанные с изучением культуры
татарского народа;
- систематизировать знания учащихся по теме «Государственные символы
Татарстана»;
- систематизировать знания о видах устного народного творчества татар;
- систематизировать знания о многообразии народных праздников, татарских
народных игр, национальных видах спорта; музыкальной и театральной культуры
Татарстана;

- показать особенности татарского орнамента, знакомить с видами декоративно­
прикладного искусства; элементами татарского национального костюма;
- познакомить учащихся с произведениями известных татарских писателей и поэтов;
- воспитывать интерес к народному фольклору татар, интерес к чтению;
- воспитывать ценностное отношение к национальной культуре и народным
традициям;
- способствовать формированию и сохранению семейных ценностей и традиций.
- развивать интерес к исполнению татарских песен, способствовать развитию
артистизма у учащихся;
- развивать художественный вкус и творческую активность учащихся.
Форма аттестации: презентация творческой работы (проекта)
Методы и формы работы:
Групповая работа, работа в парах, подвижные игры, разучивание
композиций, демонстрация видео и фото зарисовок татарского народа.

танцевальных

Пояснительная записка
Направленность (профиль) общеразвивающей программы: социально­
педагогическая
Программа
дополнительного
образования
социально-педагогической
направленности «Культура татарского народа» соответствует нормативным правовым
актам и государственным программным документам.
Нормативно-правовая база:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.№
273-ФЗ
• Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
• Приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 года N 1008
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242)
• Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
• СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию
и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей", утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года N 41
Актуальность общеразвивающей программы
В настоящее время совершенно очевидна необходимость утраченных связей
современного человека с культурой своего народа. И очень важно, чтобы ребёнок начинал
осваивать историю и культуру своего народа с самого малого возраста. Это стимулирует
интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их
истоков и корней.
Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ
Российской Федерации, соединённый общей судьбой ...»
На территории Красноуфимского района и Свердловской области проживают
представители многих национальностей, в том числе и татарский народ.
Курс «Культура татарского народа» формирует у учащихся представления о
богатой народной культуре данного региона, знакомит с энтографией и фольклором
татарского народа, населяющего Свердловскую область. Этот курс призван сформировать
одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и
правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм
самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Отличительной особенностью программы являются основные принципы её
построения:
• тесное сотрудничество детей, руководителя и семей учащихся;
• сотрудничество с Домами Культуры, совместное участие в мероприятиях и
конкурсах;
• единство образовательной и воспитательной работы с детьми в сочетании с
учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
• соблюдение добровольности участия в деятельности, дифференциация детей по
интересам и направленности на определенный вид деятельности.
Данная программа разработана для обучающихся-татар начальной школы,
обучающихся в общеобразовательной школе, не изучающих родной татарский язык как
предмет. Программа рассчитана на 2 года: по 34 занятия в год (2 часа в неделю).
Уровень освоения программы:
Уровень освоения программы - ознакомительный уровень (стартовый уровень).
Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания
программы.
Цель и задачи программы
Цель: пробуждение у обучающихся живого интереса к изучению культуры
татарского народа, формирование патриотизма как основы толерантности, развитие у
школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных традиций, на понимание их значения в жизни современного общества.
Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:
- познакомить учащихся с историей татарского народа; изучить историю семьи;
- обеспечить усвоение новой терминологии, связанные с изучением культуры
татарского народа;
- систематизировать знания учащихся по теме «Государственные символы
Татарстана»;
- систематизировать знания о видах устного народного творчества татар;
- систематизировать знания о многообразии народных праздников, татарских
народных игр, национальных видах спорта; музыкальной и театральной культуры
Татарстана;
- показать особенности татарского орнамента, знакомить с видами декоративно­
прикладного искусства; элементами татарского национального костюма;
- познакомить учащихся с произведениями известных татарских писателей и поэтов;
- воспитывать интерес к народному фольклору татар, интерес к чтению;
- воспитывать ценностное отношение к национальной культуре и народным
традициям;
- способствовать формированию и сохранению семейных ценностей и традиций.
- развивать интерес к исполнению татарских песен, способствовать развитию
артистизма у учащихся;

- развивать художественный вкус и творческую активность учащихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Знать: происхождение татарского народа, Государственные символы Татарстана,
виды устного народного творчества, народные игры, национальные виды спорта,
народные приметы и традиции, виды декоративно-прикладного искусства.
Понимать элементарные разговорные слова для общения на татарском языке, место
родного языка, литературы и культуры в системе гуманитарных наук
Иметь первоначальное представление о музыкальной и театральной культуре, о
народных обрядах и календарных играх, об отличительных чертах декоративно­
прикладного творчества.
Уметь: различать флаги России и Республики Татарстан, играть в народные игры,
составлять родословное древо.

Содержание общеразвивающей программы:
Учебный (тематический) план
№
п/п

1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11

Название раздела, темы

Формы
аттестации/
контроля

Кол-во часов

Всего
7

Теория

2
2

2
2

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Раздел 2. Моя малая Родина
Я и моя семья
Что означает моё имя, фамилия?
(словарь)
Край, в котором я живу
Родина моих предков
Пословицы о Родине

5
2
2

2
1

1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

Раздел
3.
Республика
Татарстан - родина татарского
народа

9

Раздел 1. История татарского
народа
Вводное занятие. Знакомство
Происхождение
татарского
народа
О названии «татары», этнониме
«булгары»
Верования и мифы древних
булгар
Язык предков: знакомство с
алфавитом и счетом
Язык предков: вежливые слова

Практика

Составление
«Семейного
Древа»

Выставка
творческих
работ

12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34

35
36
37
38
39
40
41

42
43

44

Моя страна-моя Россия
Родина предков-Татарстан
История Татарстана
Историческая символика татар
Государственный флаг, герб,
гимн Татарстана
Казань-столица Татарстана
Достопримечательные Казани
Исторические места Казани

2
2
2
2
2

2
1
1
1
1

1
1
1
1

2
2
2

1
1
1

1
1
1

Раздел 4. Народный фольклор
Секреты бабушкиного сундука
Татарская мифология
Пословицы и поговорки
Загадки
Народные шутки, юмор
Колыбельные песни
Татарские народные сказки
Татарские народные песни
Разучивание татарской народной
песни
Татарские народные танцы
Раздел 5. Народные праздники,
обряды и традиции
Народные праздники татар
Праздник Сабантуй
Праздник Навруз
Праздники Джиен и Каз омэсе.
Виды спортивных игр: Куреш,
Байге

10
2
2
2
2
2
2
2
2
2

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

2
5

1

1

2
2
2
2
2

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

Раздел 6. Народные приметы,
окружающий мир
Погода. День. Неделя. Месяц.
Год (словарь)
Времена года (словарь)
На природе (словарь)
Животные. Звери (словарь)
Птицы (словарь)
Растения. Деревья и цветы
(словарь)
Овощи и фрукты (словарь)

7
2

1

1

2
2
2
2
2

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

Раздел
7.
Декоративно­
прикладное искусство
Татарский национальный
орнамент
Орнамент, как структурный
элемент татарского костюма.
Виды орнаментов.
Ювелирные украшения татар

4

Видео­
презентация

Концерт

Участие в
праздничной
программе

Составление
мини-словаря

45

46
47

48
49
50
51
52
53

54
55
56
57
58

59
60

61
62
63
64

65
66

Татарская национальная
вышивка

2

Раздел 8.Татарский народный
костюм
Татарский национальный
костюм
Головные уборы: калфак,
камчат, бурек, катташ,
тюбетейка
Изготовление тюбетейки,
оформление орнаментом.
Обувь татар.
Женский национальный костюм
Мужской национальный костюм
Раздел 9. Национальная кухня
О татарской кухне
Особенности татарской кухни.
Национальные блюда

6

Раздел
10.Татарская
литература
Татарские поэты и писатели
Муса Джалиль
Шариф Камал
Адель Кутуй
Габдулла Тукай
Раздел 11. Музыкальная и
театральная культура
Татарская музыка
Музыкальные инструменты:
гармонь, гусли, домбра, кубыз,
курай, сурнай, тальянка
Особенности татарского танца
Основные движения в танце.
Разучивание танца
Театральная культура
Юмористический спектакль на
татарском языке
Раздел
12.
Обобщение
изученного по курсу
Разучивание народных игр.
Праздник “Мы ждем
гостей”.Подготовка и
мероприятие.
Итого:

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2
2
2
2
2
2

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1

2
2
2
2
2
8

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

2
2

1
1

1
1

2
3

1
1

1
2

2
23

1
1

1
2

2
2

1
1

1
1

136 ч.

70 ч.

66 ч.

Выставка
творческих
работ

Презентация

Изготовление
национального
блюда

5

Викторина

Отчётный
концерт

2

Итоговый
проект «Мы
татары»

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. История татарского народа (7 ч.)
Основные взгляды ученых на происхождение татарского народа. О названии
«татары», этнониме «булгары», о живучести прозвища «татары». Верования и мифы
древних булгар.
Цель: знакомство учащихся с историей татарского народа; изучение истории семьи;
развивать интерес учащихся о древних именах, к самому себе воспитание любви и
патриотизма к своему народу.
Раздел 2. Моя малая Родина (5 ч.)
Раскрытие понятия Родина. Родина, как непосредственно село, деревня где родился.
Работа над татарскими пословицами о Родине.
Раздел 3. Республика Татарстан - родина татарского народа (9 ч.)
Государственная символика: герб, флаг, гимн. Главные события в истории
Татарстана. Казань-столица Татарстана. Легенды о Казани. Достопримечательные и
исторические места в Казани.
Цель: актуализировать знания учащихся по теме «Государственные символы»;
познакомить с символами Татарстана.
Раздел 4. Народный фольклор (10 ч.)
Пословицы и поговорки. Народные шутки, юмор. Загадки. Колыбельные песни.
Татарские народные сказки.
Цель: познакомить учащихся с видами устного народного творчества; познакомить с
многообразием народных игр; развивать интерес к исполнению песен, способствовать
развитию артистизма у учащихся; воспитывать интерес к народному фольклору, интерес к
чтению.
Раздел 5. Народные праздники, обряды и традиции (5 ч.)
Народные праздники татар: Сабантуй, Навруз, Джиен, Каз омэсе.
Обряды и традиции татарского народа.
Спортивные и народные игры - татарские национальные виды спорта: Куреш, Байге.
Цель: познакомить учащихся с народными праздниками; прививать чувство
уважения к национальной культуре и народным традициям; раскрыть этнокультурную
природу этих и других праздников; познакомить с национальные виды спорта и с
известными спортсменами Татарстана.
Раздел 6.Народные приметы, окружающий мир (7 ч.)
Погода. День. Неделя. Месяц. Год. Времена года. Животный и растительный мир.
Цель: знакомить с названиями предметов окружающего мира на татарском языке;
учить определять погоду по приметам, наблюдая за погодой на практических занятиях.
Раздел 7. Декоративно-прикладное искусство (4 ч.)
Орнамент, как структурный элемент татарского костюма. Виды орнаментов.
Цветочно-растительный орнамент. Головные и шейно-нагрудные украшения. Украшения
для рук.
Цель: показать особенности орнамента, знакомить с видами декоративно­
прикладного искусства; обучать учащихся подбирать узоры к национальному костюму;
развивать художественный вкус и творческую активность учащихся.
Раздел 8.Татарский народный костюм (6 ч.)

Национальное и народное в костюме. Женский национальный костюм. Мужской
национальный костюм. Значение цвета в одежде. «Бабушкины сундуки» сохранение и
передача по наследству праздничных костюмов. Головные уборы: калфак, камчат, бурек,
катташ, тюбетейка.
Цель: познакомить с элементами татарского национального костюма: чапан, жилян,
тасма и. т.д;
Раздел 9.Национальная кухня (2 ч.)
Кулинарное искусство народов, проживающих в республике. Сходство и различие.
Самобытные черты кухни каждого народа. Воздействие на развитие кухни традиций
соседних народов. Особенности татарской кухни.
Цель: познакомить с особенностями татарской кухни; с рецептами приготовления
простых блюд.
Раздел 10.Татарская литература (5 ч.)
Муса Джалиль, Шариф Камал, Адель Кутуй, Габдулла Тукай
Цель: познакомить учащихся с произведениями известных татарских писателей и
поэтов.
Раздел 11. Музыкальная и театральная культура (6 ч.)
Древняя музыка. Наиболее распространенные музыкальные инструменты - быргы,
сорнай, курай. Профессиональная музыка. Музыкальный фольклор.
Федор Иванович
Шаляпин - уроженец Казани.
Цель: познакомить учащихся с развитием музыкальной и театральной культуры
Татарстана.
Раздел 12. Обобщение изученного по курсу (2 ч.)
Разучивание народных игр. Проведение вечеров с применением национального
колорита.
Цель: обобщать знания учащихся и создать условия для применения их на практике.
Формы обучения и виды занятий общеразвивающей программы
Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных
методов обучения:
Словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования
теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию
логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
Наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного
мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и
формирования культурной эрудиции;
Практических,
проблемно-поисковых
и
методах
самостоятельной
работы, применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и
способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной
сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
Репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития
наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
Индуктивных
и
дедуктивных, оптимальное
чередование
которых
(с
преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет
способствовать развитию логического и предметного мышления.

Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при
изучении курса должно обеспечивать практическую направленность учебного процесса и
способствовать созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых
знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаст условия для
применения их в практической деятельности.
Формы работы:
• беседа
• опрос
• тестирование
• презентация творческой работы (проекта)
• групповая работа
Формы контроля и оценочные материалы
Текущий контроль: презентация, творческие выставки, концерты и отчетные
концерты, проекты: мини-словарь, «Семейное Древо».
Итоговый контроль: итоговый проект «Мы татары»
Формы и содержание итоговой аттестации:
Завершение изучения курса предусматривает подготовку и презентацию
творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как
индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают
возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в
активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все
обучающиеся по данной программе получают возможность узнать о других духовных
традициях татарского народа от своих сокурсников.
Форма защиты творческой работы (проекта) - очная презентация.
Требование к оценке творческой работы
Творческая работа (проект) оценивается положительно при условии, если:
- определена и четко сформулирована цель работы;
- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом,
подобранным и проанализированным материалом;
- содержание работы изложено логично;
- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные
предложения;
- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Уровни освоения Программы

Результат

Высокий уровень освоения Программы

Учащиеся
демонстрируют
высокую
заинтересованность
в
познавательной
и
творческой
деятельности,
составляющей
содержание Программы. На
презентации
творческой работы (проекта) показывают
отличное знание теоретического материала,
практическое применение в области культуры и
обычаев марийского народа.

Средний уровень освоения Программы

Учащиеся
демонстрируют
достаточную
заинтересованность
в
познавательной
и
творческой
деятельности,
составляющей
содержание Программы. На
презентации
творческой работы (проекта) показывают
хорошее знание теоретического материала,
практическое применение знаний воплощается в
продукт,
требующий
незначительной
доработки.

Низкий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют низкий уровень
заинтересованности
в
познавательной
и
творческой
деятельности,
составляющей
содержание Программы. На презентации
творческой работы показывают недостаточное
знание теоретического материала, практическая
работа не соответствует требованиям.

Методическое обеспечение
дополнительной общеобразовательной программы:
- Алифба. Валитова Р.Г., Вагизов С.Г. Букварь для 1 класса четырёхлетней начальной
татарской школы. Казань Издательство «Магариф», 2002 г.
- Литвинов И.Л., Садыкова Э.Р., Гарипова Л.И. Татарский язык. Учебник для 2 класса
начальной общеобразовательной школы с русским языком обучения. Казань. Татарское
книжное издательство, 2013 г.
- Литвинов И.Л., Садыкова Э.Р., Гарипова Л.И. Татарский язык. Учебник для 3 класса
начальной общеобразовательной школы с русским языком обучения. Казань. Татарское
книжное издательство, 2013 г.
- Литвинов И.Л., Садыкова Э.Р., Гарипова Л.И. Татарский язык. Учебник для 4 класса
начальной общеобразовательной школы с русским языком обучения. Казань. Татарское
книжное издательство, 2013 г.

- Гарифуллина Ф.Ш., Мияссарова И.Х. Алифба. Учебник для образовательных
организаций начального общего образования с обучением на русском языке. 1 класс.
Казань. Издательство «Магариф - Вакыт», 2016 г.
- Мияссарова И.Х., Гарифуллина Ф.Ш., Шамсетдинова Р.Р. Алифба. Методическое
пособие для учителей, раюотающих в 1 классе начальной общеобразовательной школы с
татарским языком обучения. Казань. Издательство «Магариф - Вакыт», 2011 г.
- Вагизов С.Г., Валитова Р.Г., Галлямова М.Ш. Родная речь. Учебник для 1 класса
четырёхлетней начальной татарской школы. Казань Издательство «Магариф», 2001 г.
- Русско-татарский толковый словарь лингвистических терминов / под ред. Ф.И.
Тагировой и Ф.Ф. Гаффаровой. - Казань: ИЯЛИ, 2016 г.
- Обучение татарскому языку в общеобразовательных организациях с обучением на
русском языке. 1 - 4 классы.: метод.пособие для учителей / И.Л. Литвинов, Э.Р. Садыкова,
Л.И. Гарипова - Казань: Татар. кн. изд-во, 2014 г.
- Миргалеев И.М. История татар в лицах. Хан Токтамыш. - Казань: Татар. кн. изд-во,
2011г.
- Путеводитель Моя Казань. Издание второе. - Казань: Татарское детское издательство,
2015 г.
Книги для детского чтения на татарском языке:
- Репка. Русская народная сказка. На русском, татарском и английском языках - Казань,
2014 г.
- Сафин Ф.М. Медведь, идущий в магазин. На татарском языке. Казань: Издательство
«Суз», 2015 г.
- Хайруллина В.Л. Часы с секретом. На татарском языке. Казань. Татарское книжное
издательство, 2013 г.
- Сборник стихотворений Габдуллы Тукая для детей и диск с мультфильмами на
татарском, русском и английском языках - Казань, Татарское детское издательство, 2012г.
- Мансурова Г.К. Играем и растём. На татарском языке. Казань. Татарское книжное
издательство, 2013 г.
- Сафин М.Г. Загадки. На татарском языке. - Казань: Татарское книжное издательство,
2013 г.
Материально-техническое обеспечение программы
Помещении, в котором должны проводится занятия: Кабинет № 204 начальных классов.
Оборудование: Персональный компьютер, аудио-колонка
Мебель: Учебный столы - 8, Стулья - 13
Раздаточные материалы:
- Кеше (Человек). Дидактические материалы: карточки, 2014 г.
- Минем уенчыкларым (Мои игрушки). Дидактические материалы: карточки, 2014 г.
- Тосляр (Цвета). Дидактические материалы: карточки, 2014 г.
- Жиляк-жимеш. Яшелче (Фрукты. Овощи). Дидактические материалы: карточки, 2014 г.

- Хайваннар (Животное). Дидактические материалы: карточки, 2014 г.
- Харефляр (Буквы). Дидактические материалы: карточки, 2014 г.
- Кем нарся ярата? (Кто что любит?). Дидактические материалы: карточки, 2015 г.
- Путеводитель Моя Казань. Игра-путешествие по Казани. (DVD - диск)
Инвентарь для художественного творчества:
Инструменты и материалы используются из кабинета, предназначенные для уроков
технологии и изобразительного искусства:
1. Пластилин 12 цветов, стек, клеёнка (50*50 или 50*70), доска для лепки.
2. Природный материал: листья (сухие), шишки, веточки, семечки арбуза (тыквы,
кабачка), ракушки, сухие цветы, мох и др.
3. Цветная бумага (2-3 набора на год), формат А-4.
Для работы с бумагой: ножницы, клей ПВА, клей - карандаш), кисть для клея, линейка 30
см (деревянная), угольник, карандаш простой (остро оточенный).
4. Белый картон (формат А-4), цветной картон (формат А-4) - 2 набора
5. Ткань х/б однотонная
6. Плотная ткань (типа драпа, джинсовой ткани, гобелена).
7. Нитки цветные 4-5 цветов
8. Игла - 2 шт. тонкая с большим ушком, игольница.
9. Пуговицы плоские и на ножке разного цвета и размера
10. Нитки вязальные толстые.
11. Конструктор металлический.
12. Спичечные коробки
13. Альбом для рисования (10 листов).
14. Фольга пищевая и промышленная (толстая)
15. Проволока тонкая, бисер
16. Циркуль.
17. Белая бумага
18. Баночки для воды
19: Кисти белка или пони № 1, № 3, № 5, кисти щетина круглая и щетина плоская.
20. Палитры
Учебно - методический материал в цифровом формате:
- Алифба (DVD - диск для изучения алфавита)
- Мы учим татарский язык (DVD - диск)
- «Хозине» Фольклор Республики Татарстан (DVD - диск + брошюра)
- Караоке. ЗулфияМинжаева (DVD - диск)
- Шома бас. Видео-приложение к учебно-методическому комплекту по обучению детей
дошкольного возраста татарским танцевальным движениям (DVD - диск)
- Кунеле шехер. Тексты песен + минусовки (МР3 диск)
- Наш дом - Татарстан! Песни народов Татарстана (DVD - диск)

Список используемой литературы:
1. Мияссарова И.Х., Гарифуллина Ф.Ш., Шамсетдинова Р.Р. Алифба. Методическое
пособие для учителей, работающих в 1 классе начальной общеобразовательной школы с
татарским языком обучения. Казань. Издательство «Магариф - Вакыт», 2011 г.
2. Русско-татарский толковый словарь лингвистических терминов / под ред. Ф.И.
Тагировой и Ф.Ф. Гаффаровой. - Казань: ИЯЛИ, 2016 г.
3. Обучение татарскому языку в общеобразовательных организациях с обучением на
русском языке. 1 - 4 классы.: метод. пособие для учителей / И.Л. Литвинов, Э.Р.
Садыкова, Л.И. Гарипова - Казань: Татар. кн. изд-во, 2014 г.
- Миргалеев И.М. История татар в лицах. Хан Токтамыш. - Казань: Татар. кн. изд-во,
2011г.
4. Рабочая программа и тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Культура и традиции татарского народа» составлена на основе авторской программы
«Культура народов Поволжья / Текст /: программа и методические рекомендации/ А.Ш.
Кержнер, В.А. Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина.- Ульяновск: УИПКПРО,
2011.-92с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».