Русский язык

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
• адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и
функциональных разновидностей языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
• использовать знание алфавита при поиске информации;
• различать значимые и незначимые единицы языка;
• проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
• классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по
заданным параметрам их звукового состава;
• членить слова на слоги и правильно их переносить;
• определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при
изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с
акцентологическими нормами;
• опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового,
грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав
слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
• проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
• проводитьлексическийанализслова;
• опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов
(метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
• опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части
речи и междометия;
• проводитьморфологическийанализслова;
• применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
• опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение,
текст);
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
• находитьграмматическуюосновупредложения;
• распознавать главные и второстепенные члены предложения;
• опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной
структуры;

• проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
• соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
• опираться
на
фонетический,
морфемный,
словообразовательный
и
морфологический анализ в практике правописания;
• опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки
знаков препинания в предложении;
• использоватьорфографическиесловари.
Выпускникполучитвозможностьнаучиться:

• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады,
интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию
и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные
гнезда;
• использовать этимологические данные для объяснения правописания и
лексического значения слова;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.
Содержание учебного предмета
Речь. Речевая деятельность
Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи
(монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных
стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной
литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор); научного стиля и
устной научной речи (отзыв, выступление, тезисы,доклад, дискуссия, реферат, статья,
рецензия ); публицистического стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение,
статья, интервью, очерк); официально-делового стиля (расписка, доверенность,
заявление, резюме).
Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его
коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и
избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование,
описание, рассуждение).Гексты смешанного типа.
Специфика художественного текста.
Анализ текста.
Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения,
собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы,
объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного
характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог - обмен мнениями,
диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.
Овладение различными
видами чтения (изучающим,
ознакомительным,
просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности
в
зависимости от сферы и ситуации общения.
Информационная переработка текста (план, конспект, аннотация).
Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное,
сжатое, выборочное).
Написание сочинений, писем, текстов иных жанров.
Культура речи
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный,
этический. Основные критерии культуры речи.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка
(орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические,
пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в
овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в
различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства
общения.Межкультурная коммуникация.
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке
Общие сведения о языке
Роль языка в жизни человека и общества. Русский язык - национальный язык
русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения. Русский язык в современном мире. Русский язык как развивающееся явление.
Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других
славянских языков. Историческое развитие русского языка.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык,
понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты,
просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России. Выявление лексических и фразеологических
единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного
народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение
их значения с помощью лингвистических словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и
крылатые слова.
Русский язык - язык русской художественной литературы. Языковые особенности
художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского
языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола,
олицетворение и другие).
Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Фонетика, орфоэпия и графика
Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков
в речевом потоке. Фонетическая транскрипция. Слог. Ударение, его разноместность,

подвижность при формо- и словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Фонетический анализ слова.
Соотношение звука и буквы. Состав русского алфавита, названия букв.
Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [j’] на
письме.
Интонация, ее функции. Основные элементы интонации.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы,
определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков;
ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений. Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
Применение знаний по фонетике в практике правописания.
Морфемика и словообразование
Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и
окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Чередование звуков в морфемах.
Морфемный анализ слова.
Способы
образования
слов
(морфологические
и
неморфологические).
Производящая и производная основы, Словообразующая морфема. Словообразовательная
пара. Словообразовательный анализ слова.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Лексикология и фразеология
Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Лексическая
сочетаемость. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Активный и пассивный
словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Сферы употребления русской
лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный,
нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Исконно русские и
заимствованные слова. Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства
выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского
литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным
лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов,
многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ слова.
Понятие об этимологии.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного
словоупотребления.
Морфология
Части речи как лексико-грамматические разряды
слов.
Традиционная
классификация частей речи.
Самостоятельные (знаменательные) части речи.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой
самостоятельной (знаменательной) части речи. Различные точки зрения на место
причастия и деепричастия в системе частей речи. Служебные части речи. Междометия и
звукоподражательные слова.
Морфологический анализ слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы
образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных,
местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).
Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис
Единицы синтаксиса русского языка. Словосочетание как синтаксическая единица,
его типы. Виды связи в словосочетании. Типы предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения. Главные и второстепенные
члены, способы их выражения. Типы сказуемого. Предложения простые и сложные.
Структурные
типы
простых
предложений
(двусоставные
и
односоставные,
распространенные - нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной
структуры, полные и неполные). Типы односоставных предложений. Однородные члены
предложения, обособленные члены предложения; обращение; вводные и вставные
конструкции. Сложные предложения. Типы сложных предложений. Средства выражения
синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные
предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность,
связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.
Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка
(нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы
построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного
предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении;
построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным,
присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой»,
«который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения
предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной
речью и др.).
Применение знаний по синтаксису в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
Орфография. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе
морфем и на стыке морфем. Правописание Ъ и Ь. Слитные, дефисные и раздельные
написания. Прописная и строчная буквы. Перенос слов. Соблюдение основных
орфографических норм.
Пунктуация. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки
препинания. Знаки препинания в конце предложения, в простом и сложном
предложениях, при прямой речи и цитировании, в диалоге. Сочетание знаков препинания.
Соблюдение основных пунктуационных норм.
Орфографический анализ слова и пунктуационный анализ предложения.

Тематическое планирование по предмету «Русский язык», 5 класс.
№
п/п

Тема урока

1

Язык и человек. Общение устное и письменное. Язык и
речь. Речевое общение.
Роль языка в жизни человека и общества. Взаимосвязь языка
и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа.
Взаимообогащение языков народов России. Выявление
лексических и фразеологических единиц языка с
национально-культурным компонентом значения в
произведениях устного народного творчества, в
художественной литературе и исторических текстах;
объяснение их значения с помощью лингвистических
словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые
слова. Русский язык - язык русской художественной
литературы. Языковые особенности художественного текста.
Основные изобразительно-выразительные средства русского
языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет,
сравнение, гипербола, олицетворение и др.) Виды речи
(устная и письменная).
Р. Р. Стили речи. Основные особенности разговорной речи,
функциональных стилей (научного, публицистического,
официально-делового), языка художественной литературы.
Звуки и буквы. Соотношение звука и буквы. Произношение
и правописание. Звуки речи. Система гласных звуков.
Система согласных звуков.
Орфограмма. Понятие орфограммы.
Правописание проверяемых безударных гласных в корне.
Правописание проверяемых согласных в корне слова.
Правописание непроизносимых согласных в корне слова.
Буквы и, у, а после шипящих.
Разделительные ъ и ь.
Раздельное написание предлогов с другими словами.
Контрольный словарный диктант. Входной контроль
(тест)
Р. Р. Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А.
Скребицкому)
Части речи.
Глагол.
Глагол.
-Тся и -т ься в глаголах
Р. Р. Тема текста.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Местоимение.
Р. Р. Основная мысль текста.
Повторение изученного
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками

2

3

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Колво
часов
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Примечание

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

55
56
57
58
59
60
61

Синтаксис и пунктуация
Словосочетание.
Словосочетание
как
синтаксическая
единица, его типы.
Разбор словосочетаний.
Предложение.
Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева.
Виды предложений по цели высказывания.
Восклицательные предложения.
Р. Р. Сочинение на свободную тему.
Грамматическая основа предложения. Члены предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее.
Сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Нераспространенные и распространенные предложения.
Второстепенные члены предложения.
Дополнение.
Определение.
Обстоятельство.
Предложения с однородными членами и знаки препинания
при них.
Обобщающие слова при однородных членах.
Предложения с обращениями
Р. Р. Письмо.
Синтаксический разбор простого предложения.
Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова
«Мальчишки»
Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова
«Мальчишки»
Пунктуационный разбор простого предложения.
Простые и сложные предложения
Синтаксический разбор сложного предложения.
Предложения с прямой речью.
Формы речи (монолог, диалог, полилог).Диалог.
Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и
пунктуация».
Контрольный диктант с грамматическим заданием
Анализ диктанта и работа над ошибками
Фонетика.
Гласные
звуки.
Слог.
Ударение,
его
разноместность,
подвижность
при
формои
словообразовании. Смыслоразличительная роль ударения.
Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи
Согласные твердые и мягкие.
Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами
описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).
Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами
описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»).
Согласные звонкие и глухие. Фонетическая транскрипция.
Графика. Связь фонетики с графикой и орфографией.
Алфавит. Состав русского алфавита, названия букв.
Р. Р. Описание предмета в художественном стиле.
Сочинение-описание предмета

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

62
63
64

65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99

Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью
мягкого знака. Способы обозначения [j’] на письме.
Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы
произношения слов (нормы, определяющие произношение
гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение
в отдельных грамматических формах) и интонирования
предложений. Оценка собственной и чужой речи с точки
зрения орфоэпических норм.
Фонетический разбор слова. Фонетический анализ слова.
Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика».
Рубежное тестирование за 1 полугодие
Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.
Толстой «Цветы, фрукты, птицы»).
Р. Р. Описание предметов, изображенных на картине (Ф.
Толстой «Цветы, фрукты, птицы»).
Слово и его лексическое значение. Однозначные и
многозначные слова. Лексическая сочетаемость.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы. Паронимы.
Синонимы.
Р. Р. Контрольное сочинение по картине (И. Э.
Грабарь.«Февральская лазурь»).
Антонимы.
Повторение изученного в разделе «Лексика».
Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г.
Паустовского «Первый снег»).
Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и
образование слов.
Состав слова. Окончание. Нулевая морфема.
Р. Р. Сочинение по личным впечатлениям.
Основа слова. Производящая и производная основы
Корень слова. Контрольный словарный диктант.
Р. Р. Рассуждение. Сочинение - рассуждение.
Р. Р. Рассуждение. Сочинение - рассуждение.
Суффикс.
Приставка.
Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица.
Чередование звуков в морфемах. Беглые гласные.
Варианты морфем. Морфемный разбор
Правописание гласных и согласных в приставках.
Буквы З и С на конце приставок
Буквы а - о в корнях -лаг- - -лож-.
Буквы а - о в корнях -раст, -рос-, -ращ-.
Буквы О - Ё после шипящих в корне.
Буквы И - Ы после Ц.
Повторение
изученного
в
разделе
«Морфемика.
Орфография».
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками
Р. Р. Сочинение - описание изображенного по картине (П. П.

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

100
101
102
103

104
105
106
107
108
109
110
111
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138
139

Кончаловский.«Сирень в корзине»)
Имя существительное как часть речи.
Р. Р. Доказательства в рассуждении.
Имена существительные одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные собственные и нарицательные.
Прописная и строчная буквы. Перенос слов.
Контрольный словарный диктант.
Род имен существительных.
Имена существительные, которые имеют только форму
множественного числа.
Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое
изложение (Е. Пермяк.«Перо и чернильница»).
Имена существительные, которые имеют только форму
единственного числа.
Три склонения имен существительных.
Падежи имен существительных.
Правописание
гласных
в
падежных
окончаниях
существительных в единственном числе.
Множественное число имен существительных.
Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях
существительных.
Морфологический разбор имени существительного.
Повторение изученного по теме «Имя существительное».
Р. Р. Устное сочинение по картине (Г. Г. Нисский. «Февраль.
Подмосковье»).
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками.
Имя прилагательное как часть речи.
Правописание гласных в падежных окончаниях имен
прилагательных.
Р. Р. Описание животного.
Прилагательные полные и краткие.
Р. Р. Контрольное сочинение Описание животного на
основе изображенного.
Сочинение по картине (А. Н. Комаров.«Наводнение»).
Морфологический разбор имени прилагательного.
Р. Р. Контрольное сочинение «Как я испугался»
Р. Р. Контрольное сочинение «Как я испугался»
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками.
Глагол как часть речи.
Не с глаголами
Р. Р. Рассказ. Основные жанры разговорной речи (рассказ,
беседа, спор)
Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный
диктант.
Правописание -ться и -тся в глаголах.
Виды глагола.
Виды глагола. Совершенный, несовершенный вид глагола
Правописание букв е - и в корнях с чередованием.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

140
141
142
143
144

Буквые - и в корнях с чередованием.
Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе).
Р. Р. Устное изложение. Невыдуманный рассказ (о себе).
Время глагола.
Прошедшее время глагола.

1
1
1
1
1

145
146
147
148
149

Глаголы прошедшего времени
Настоящее время глагола.
Будущее время глаголов.
Спряжение глаголов.
Как определить спряжение глагола с безударным личным
окончанием
Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Определение спряжений глаголов
Морфологический разбор глагола.
Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф.
Савчук.«Шоколадный торт»).
Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица (А. Ф.
Савчук.«Шоколадный торт»).
Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица
единственного числа.
Правописание глаголов второго лица единственного числа.
Употребление времен.
Р.
Р.
Употребление
«живописного
настоящего»
в
повествовании
Повторение изученного по теме «Глагол».
Контрольный диктант с грамматическим заданием.
Анализ диктанта и работа над ошибками.
Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович.«Не взяли
на рыбалку»).
Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович.«Не взяли
на рыбалку»).
Разделы науки о языке.
Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору.
Р. Р. Контрольное сочинение на одну из тем по выбору.
Орфограммы в приставках и корнях слов.
Орфограммы в окончаниях слов.
Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания.
Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Итоговое тестирование.
Анализ работы. Работа над ошибками
Повторение изученного в 5 классе по разделу «Лексика»
Повторение изученного в 5 классе по разделу «Морфология»
Повторение изученного в 5 классе по разделу «Синтаксис и
пунктуация»

1
1
1
1
1

150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169
170
171
172
173
174
175

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование по предмету «Русский язык», 6 класс.
№
п\п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24
25

26
27
28
29

30
31
32

Тема урока
Русский язык - один из развитых языков мира. Роль языка в
жизни человека и общества. Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в языке культуры и истории народа.
Урок развития речи. Язык, речь, общение
Урок развития речи. Ситуация общения
Урок развития речи. Ситуация общения
Фонетика. Орфоэпия. Графика
Фонетика. Орфоэпия
Морфемика. Орфограммы в корнях слов
Морфемика. Орфограммы в приставках
Части речи
Орфограммы в окончаниях слов
Урок развития речи. Сочинение «Интересная встреча»
УПР.38
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.
Простое предложение
Сложное предложение
Синтаксический разбор предложений
Прямая речь. Диалог
Контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Текст, его особенности Текст как продукт речевой
деятельности. Виды речевой деятельности (говорение,
аудирование, письмо, чтение).
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста .
Урок развития речи
Сочинение поданному началу. Упр. 68
Начальные и конечные предложения текста
Урок развития речи. Сочинение сказки по данным начальным
и конечным предложениям. Упр. 72
Ключевые слова
Основные признаки текста. Формально-смысловое единство
и его коммуникативная направленность текста: тема,
проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная
информация.
Текст и его стили
Официально-деловой стиль. Основные жанры официально­
делового стиля (расписка, доверенность, заявление, резюме).
Контрольная работа. Анализ текста
Слово и его лексическое значение Слово как единица языка.
Лексическое и грамматическое значение слова. Активный и
пассивный словарный запас.
РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»
РР. Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя»
Общеупотребительные слова Сферы употребления русской
лексики. Стилистическая окраска слова. Стилистические
пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный).

Кол-во
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1

Примечание

1
1
1
1
1
1
1

54

Профессионализмы.
Диалектизмы
Урок развития речи. Сжатое изложение. Упр 119
Урок развития речи. Сжатое изложение. Упр 119
Исконно русские и заимствованные слова
Новые слова - неологизмы.
Устаревшие слова - архаизмы, историзмы. Оценка своей и
чужой речи с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Словари Основные лингвистические словари. Работа со
словарной статьей. Стилистическая помета в словаре.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
Повторение
Контрольная тестовая работа по «Лексике»
Фразеологизмы и их признаки Выявление лексических и
фразеологических единиц языка с национально-культурным
компонентом значения в произведениях устного народного
творчества, в художественной литературе и исторических
текстах; фразеологизмы как средства выразительности речи.
Источники фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в
речи, объяснение их значения с помощью лингвистических
словарей. Пословицы, поговорки, афоризмы и крылатые
слова.
Повторение
изученного
материала.
Основные
лексические нормы современного русского литературного
языка (нормы употребления слова в соответствии с его
точным лексическим значением, различение в речи
омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов;
нормы лексической сочетаемости и др.). Лексический анализ
слова.Тест.
Морфемика и словообразование
Морфемика и словообразование Словообразующие и
формообразующие морфемы.
Урок развития речи. Описание помещения
Урок развития речи. Описание помещения
Основные способы образования слов в русском языке.
Словообразующая морфема. Словообразовательная пара.
Основные способы образования слов в русском языке:
морфологические и неморфологические
Этимология слов.
Урок развития речи. Систематизация материалов к
сочинению. Сложный план.
Урок развития речи. Сочинение-описание помещения

55
56
57
58
59
60
61

Урок развития речи. Сочинение-описание помещения
Буквы о и а в корне -к о с — касБуквы о и а в корне -кос---касБуквы О-А в корнях с чередованием
Буквы о и а в корне -гор---гарБуквы о - а в корне -за р — зор
Буквы Ы -И после приставок.

1
1
1
1
1
1
1

33
34
35
36
37
38
39

40

41
42
43

44

45

46
47
48
49
50
51
52
53

1

1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

73
74
75
76
77

78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101

Гласные в приставках ПРЕ, ПРИ.
Значение приставки ПРИЗначение приставки ПРЕТрудные случаи правописания приставок ПРИ- и ПРЕКонтрольный диктант
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Соединительные О-Е в сложных словах
Сложносокращенные слова Тест
Урок развития речи. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской
«Утро».
Урок развития речи. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской
«Утро».
Морфемный
и
словообразовательный
разбор
словСловообразовательная цепочка. Словообразовательное
гнездо.
Повторение изученного по теме «Словообразование».
Подготовка к контрольному диктанту
Контрольный диктант
Работа над ошибками
Повторение изученного об имени существительном.
Имя существительное как часть речи Основные
морфологические нормы русского литературного языка
(нормы образования форм имен существительных)
Падежные окончания имени существительного
Урок развития речи. Как писать письма
Разносклоняемые имена существительные
Буква е в суффиксе -ен- существительных на -м я
Урок развития речи. Как тебя зовут? Происхождение имен
Несклоняемые имена существительные.
Род несклоняемых имен существительных
Род несклоняемых имен существительных
Имена существительные общего рода
Морфологический разбор существительных.
Урок развития речи
Сочинение-описание по личным наблюдениям
НЕ с существительными.
НЕ с существительными.
Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК.
Буквы Ч и Щ в суффиксах ЧИК и ЩИК
Гласные в суффиксах - ЕК и -ИК
Гласные О-Е после шипящих.
Повторение изученного материала по теме «Имя
существительное»
Повторение изученного материала. Подготовка к
контрольному диктанту
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Повторение изученного в 5 классе об имени прилагательном
Тест по теме «Имя существительное»
Прилагательное как часть речи Основные морфологические
нормы русского литературного языка (нормы образования

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126

127
128
129
130
131
132
133
134
135
136
137
138

139
140
141
142

имен прилагательных)
Урок развития речи
Сочинение-описание природы
Степени сравнения имен прилагательных.
Степени сравнения имен прилагательных
Разряды имен прилагательных.
Качественные прилагательные
Относительные прилагательные
Притяжательные прилагательные
Морфологический разбор имени прилагательного
Урок развития речи.
Выборочное изложение по повести А.С.Пушкина
Не с прилагательными.
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
Буквы О-Е после шипящих в суффиксах прилагательных
Урок развития речи.
Сочинение по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер»
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Различение на письме суффиксов прилагательных К и СК
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»
Проверочная работа по теме «Имя прилагательное». Тест
Подготовка к контрольному диктанту
Контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Имя числительное как часть речи. Основные
морфологические нормы русского литературного языка
(нормы образования имен числительных)
Простые и составные числительные
Мягкий знак на конце и в середине числительных.
Порядковые числительные
Разряды количественных числительных
Числительные, обозначающие целые числа
Числительные, обозначающие целые числа
Дробные числительные
Склонение дробных числительных
Собирательные числительные.
Морфологический разбор имени числительного
Повторение изученного материала по теме «Имя
числительное».
Урок развития речи. Основные жанры публицистического
стиля и устной публичной речи (выступление, обсуждение,
статья, интервью, очерк)
Публичное выступление
Проверочная работа по теме «Имя числительное». Тест
Подготовка к контрольному диктанту
Контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

143

144
145
146
147
148
149
150
151
152
153
154
155
156
157
158
159
160
161
162
163
164
165
166
167
168
169

170
171
172
173
174
175
176
177
178
179
180
181
182
183
184
185

Местоимение как часть речи. Основные морфологические
нормы русского литературного языка (нормы образования
местоимений)
Личные местоимения.
Особенности склонения личных местоимений
Возвратное местоимение
Урок развития речи. Рассказ по сюжетным картинкам
Вопросительные, относительные местоимения
Относительные местоимения
Неопределенные местоимения
Дефис в неопределенных местоимениях
Отрицательные местоимения
Отрицательные местоимения
Отрицательные местоимения
Притяжательные местоимения.
Притяжательные местоимения
Урок развития речи. Рассуждение
Сочинение-рассуждение
Указательные местоимения
Указательные местоимения
Определительные местоимения
Урок развития речи.
Рассказ по воображению
Местоимения и другие части речи. Морфологический разбор
местоимений
Повторение изученного по теме «Местоимение».
Подготовка к контрольному диктанту
Контрольная работа по теме «Местоимение» Тест
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Повторение изученного о глаголе Основные
морфологические нормы русского литературного языка
(нормы образования глаголов)
Личные окончания глаголов
Урок развития речи.
Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с обрамлением
Разноспрягаемые глаголы
Глаголы переходные и непереходные
Наклонение глаголов. Изъявительное наклонение
Урок развития речи.
Сжатое изложение
Условное наклонение
Условное наклонение
Повелительное наклонение
Повелительное наклонение. Мягкий знак в глаголах
повелительного наклонения
Суффиксы глаголов повелительного наклонения
Урок развития речи.
Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам
Употребление наклонений глагола
Употребление наклонений в речи
Безличные глаголы

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

186
187
188
189
190
191
192
193
194
195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
207
208
209
210

Безличные глаголы в текстах художественной литературы
Морфологический разбор глагола
Урок развития речи. Рассказ на основе услышанного
Рассказ на основе услышанного
Правописание гласных в суффиксах глаголов
Правописание гласных в глагольных суффиксах
Правописание гласных в глагольных суффиксах
Повторение изученного по теме «Глагол»
Комплексный анализ текста. Тестовая работа по теме
«Г лагол»
Повторение темы «Глагол». Подготовка к контрольному
диктанту
Контрольный диктант
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками
Разделы науки о языке. Орфография.
Орфограммы в приставках, в корнях слов, в суффиксах и
окончаниях
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание и простое предложение
Лексика и фразеология.
Словообразование
Морфемный разбор.
Морфология.
Итоговая контрольная работа.
Работа над ошибками.
Повторение изученного по разделу «Морфология»
Повторение изученного по разделу «Синтаксис и
пунктуация»
Итоговый урок по курсу

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование по предмету «Русский язык», 7 класс.
№
п/п

Тема урока

Колво
часов
1

4

Введение в курс русского языка 7 класса. Русский язык в
современном мире.
Повторение изученного в 5-6 классах
Синтаксис. Синтаксический анализ предложения.
Пунктуация.
Пунктуационный
анализ
предложения.Предложения
простой
и
сложной
конструкции.Оформление предложений с прямой речью и
обращением.
Лексика и фразеология

5
6
7
8

Фонетика и орфография
Словообразование и орфография
Морфемный и словообразовательный разборы
Морфология и орфография

1
1
1
1

1
2
3

1
1

1

Примечание

1
1

9
10

Предмет изучения морфологии.
Подготовка к домашнему сочинению
Бродского «Летний сад осенью»

11
12

Стили литературного языка
Контрольный диктант №
изученного в 5-6 классах»

13
14

Текст. Типы речи. Анализ контрольного диктанта
Стили литературного языка. Публицистический стиль как
функциональная разновидность языка
Морфология. Орфография. Культура речи. - 114 часов
П ричаст ие - 31 час
Понятие о причастии
Понятие о причастии. Предложения с причастиями.

1
1

1
1
1
1
1
1

23

Публицистический стиль. Признаки публицистического стиля.
Морфологические признаки глагола у причастия
Морфологические признаки прилагательного у причастия
Склонение причастия
Причастный оборот, выделение причастного оборота.
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном
обороте.
Описание внешности человека

24

Описание внешности человека. Миниатюра.

1

25

Сочинение-описание по картине В. И.
«Портрет Милы»
Действительные и страдательные причастия

15
16
17
18
19
20
21
22

26
27
28
29
30
31
32
33
34
35

36

37
38
39

1

по

по картине И.

теме

«Повторение

Хабарова

1
1

1

1

1

1
1

Действительные причастия настоящего времени
Гласные
в
суффиксах
действительных
причастий
настоящего времени
Действительные причастия прошедшего времени
Изложение (по тексту упр. 100) от 3-го лица
Страдательные причастия настоящего времени
Страдательные причастия прошедшего времени
Полные и краткие страдательные причастия
Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени
Одна и две буквы - н- в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени. Одна буква - н- в
отглагольных прилагательных
Одна и две буквы - н- в суффиксах страдательных
причастий
прошедшего
времени
и
отглагольных
прилагательных

1
1

Одна и две - н- в суффиксах кратких страдательных
причастий и кратких отглагольных прилагательных
Морфологический разбор причастия
Слитное и раздельное написание - не- с причастием

1

1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

40

Условия выбора слитного и раздельного написания - не- с
разными частями речи.

1

41

Выборочное изложение. Отрывок из рассказа М. А.
Шолохова «Судьба человека» (по упр. 130)

1

42

Буквы - е-, -ё после шипящих в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени

1

43
44
45
46
47

1
1
1
1
1

54
55
56
57
58
59
60
61
62
63

Повторение по теме «Причастие»
Контрольный диктант № 2 по теме «Причастие»
Анализ контрольного диктанта
Деепричаст ие. Деепричастие как часть речи
Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола
и наречия у деепричастия
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Раздельное написание - не- с деепричастиями
Деепричастия несовершенного вида
Деепричастия совершенного вида
Сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь» (от
имени одного из действующих лиц картины)
Написание сочинения по картине С. Григорьева
«Вратарь»
Морфологический разбор деепричастия
Повторение по теме «Деепричастие»
Контрольный диктант № 3 по теме «Деепричастие»
Анализ контрольного диктанта
Наречие. Наречие как часть речи
Смысловые группы наречий
Разряды наречий
Контрольный диктант за 1 полугодие
Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»
Степени сравнения наречий

64

Способы образования степеней сравнения наречий

1

65
66
67

Морфологический разбор наречия
Слитное и раздельное написание -не- с наречиями на -о-, -еОтрицательные наречия

1
1
1

68

Буквы -е- и -и - в приставках - не - и -ни - отрицательных
наречий

1

69

Изложение с элементами сочинения «Ночной гость» по
В. Арсеньеву
Одна и две буквы -н - в наречиях на -о-,-еОписание действий
Буквы -о - и-е- после шипящих на конце наречий
Буквы - о- и-а- на конце наречий
Сочинение по картине Е. М. Широкого «Друзья»
Дефис между частями слова в наречиях

1

48
49
50
51
52
53

70
71
72
73
74
75

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

80

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях,
образованных от существительных и количественных
числительных
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Повторение по теме «Наречие»
Контрольный диктант № 5 по теме «Наречие»
Категория состояния - 3 часа
Анализ контрольного диктанта. Категория состояния.

81

Морфологический разбор категории состояния

1

82

1

83

Сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Г.
Паустовский «Обыкновенная земля»)
Служебные части речи - 1 час
Самостоятельные и служебные части речи.

1

84

Предлог -1 2 часов
Предлог как часть речи

85

Морфологические признаки предлогов.

1

86
87

Употребление предлогов
Непроизводные и производные предлоги

1
1

88

Отличительные признаки производных и непроизводных
предлогов
Простые и составные предлоги
Морфологический разбор предлога
Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская
спортивная школа»
Слитное и раздельное написание производных предлогов
Повторение по теме «Предлог»
Контрольный диктант по теме «Предлог» № 6

1

1

107

Союз —11 часов
Союз как часть речи. Анализ контрольного диктанта.
Простые и составные союзы
Союзы сочинительные и подчинительные
Запятая между простыми предложениями в составе
сложного.
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы
Морфологический разбор союзов
Сочинение «Книга - наш друг и советчик» упр. 342
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато
Повторение по теме «Союз»
Контрольный диктант № 7 по теме «Союз»
Частица - 16 часов
Частица как часть речи. Работа над ошибками.

108

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

76

77
78
79

89
90
91
92
93
94
95

96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

109

Смысловые частицы

1

110

Разряды частиц

1

111

1

130
131
132

Сочинение на тему «Как мне стать чемпионом» (упр.
374)
Раздельное и дефисное написание частиц
Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Ю она «Конец
зимы. Полдень»
Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы.
Полдень»
Морфологический разбор частицы
Отрицательные частицы -н е и -н и
Различение приставки и частицы -неСочинение-рассказ по данному сюжету
Частица -ни-, приставка -ни-, союз ни-ни
Урок повторения по теме «Частицы»
Повторение правописания служебных частей речи
Контрольный урок № 8 по теме «Частица»
М еж домет ие —6 часов
Междометие как часть речи. Работа над ошибками.
Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.
Контрольное изложение по отрывку из текста В. А.
Г иляровского «Москва и москвичи» - «Булочная
Филиппова»
Роль русского языка
Итоговая контрольная работа № 9
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах 12 часов
Анализ контрольной работы
Фонетика и графика
Лексика и фразеология
Морфемика.

133

Словообразование

1

134
135
136

Морфология
Орфография
Синтаксис.

1
1
1

137

Пунктуация.

1

138

1

139

Рецензия на текст
Н. Соколовой «Рябинка у дороги»
Разделы науки о языке.

140

Урок-игра «Знай и люби русский язык»

1

112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1

1

Тематическое планирование по предмету «Русский язык», 8 класс.
№
1.

Тема урока
Русский язык в современном мире.

Кол-во
часов
1

Примечание

2.
3.
4.
5
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: завершения,
разделения, выделения.
Знаки препинания в сложном предложении.
Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и
наречий.
Правописание корней, приставок, суффиксов.
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 7
классе».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
Синтаксис. Основные единицы синтаксиса.
Текст как единица синтаксиса.
Предложение как единица синтаксиса.
Словосочетание как единица синтаксиса.
Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в
словосочетаниях.
Синтаксический разбор словосочетаний.
Контрольная работа.
Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.
Простое предложение. Грамматическая основа предложения.
Порядок слов в предложении.
Интонация.
Р/Р Описание памятника культуры.
Двусоставное предложение. Главные члены предложения.
Подлежащее.
Сказуемое.
Простое глагольное сказуемое.
Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме:
«Главные члены предложения».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
Второстепенные члены предложения. Роль второстепенных
членов предложения.
Дополнение.
Определение.
Приложение. Знаки препинания при нем.
Обстоятельство.
Синтаксический разбор двусоставного предложения.
Р\Р Характеристика человека.
Односоставное предложение. Главный член односоставного
предложения.
Назывные предложения.
Определенно-личные предложения.
Неопределенно-личные предложения.
Р\Р Инструкция.
Безличные предложения..
Р\Р Рассуждение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69

70

71.
72

73

Неполные предложения.
Синтаксический разбор односоставных предложений
Контрольное тестирование по теме "Односоставные
предложения."
Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании.
Понятие об осложненном предложении.
Понятие об однородных членах предложения.
Однородные члены предложения, связанные
перечислительной интонацией, пунктуация при них.
Однородные и неоднородные определения.
Р\Р Изложение с грамматическим заданием
Анализ ошибок, допущенных в изложении.
Однородные члены, связанные сочинительными союзами,
пунктуация при них.
Р/Р сочинение по картине.
Анализ ошибок, допущенных в сочинении.
Обобщающие слова при однородных членах и знаки
препинания при них.
Синтаксический разбор предложений с однородными
членами.
Пунктуационный разбор предложения с однородными
членами.
Повторение.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме
«Однородные члены предложения».
Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
Понятие об обособлении.
Обособленные определения. Выделительные знаки при них.
Р\Р Рассуждение на дискуссионную тему.
Обособленные приложения
Обособленные приложения. Выделительные знаки
препинания при них.
Обособленные приложения. Выделительные знаки
препинания при них. Практикум.
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки при
них.
Обособленные обстоятельства, выраженные одиночным
деепричастием и деепричастным оборотом. Выделительные
знаки препинания при них.
Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки
препинания при них.
Нарушения грамматических норм в предложениях с
деепричастными оборотами.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Выделительные знаки при них.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Выделительные знаки препинания при уточняющих членах
предложения.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Выделительные знаки препинания при них. Практикум.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1

74.
75
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95
96.
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104
105

Синтаксический разбор предложений с обособленными
членами предложения.
Повторение изученного по теме «Обособленные члены
предложения».
Пунктуационный разбор предложения с обособленными
членами.
Повторение изученного по теме «Обособленные члены
предложения». Подготовка к контрольному диктанту.
Контрольный диктант по теме «Обособленные члены
предложения».
Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения.
Обращения.
Выделительные знаки при обращении.
Контрольное тестирование по теме " Обращение".
Анализ ошибок, допущенных в тестировании.
Вводные конструкции.
Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по
значению.
Выделительные знаки препинания при них.
Вставные слова, словосочетания, предложения.
Междометия в предложениях.
Контрольное тестирование по теме "Вводные и вставные
конструкции".
Анализ ошибок, допущенных в тестировании.
Понятие о чужой речи.
Прямая и косвенная речь
Диалог.
Цитата.
Р.Р. Сочинение-рассуждение о культуре поведения.
Контрольный диктант по теме "Чужая речь".
Анализ ошибок, допущенных в диктанте.
Повторение. Синтаксис и морфология.
Синтаксис и пунктуация.
Синтаксис и культура речи.
Синтаксис и орфография.
Итоговый контрольный диктант.
Анализ ошибок, допущенных в итоговом диктанте.
Синтаксис и культура речи.
Урок-игра по повторению

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Тематическое планирование по русскому языку 9 класс

№
п/п

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

1

Международное значение русского языка.

2

Повторение изученного в 5-8 классах. 11 ч.
Фонетика
Лексика и фразеология

3
4
5
6
7
8

Морфемика и словообразование
Морфология.
Орфография.

1
1
1
2
2

16

Словосочетание.
Простое предложение.
Синтаксис простого предложения.
Текст.
Диктант с грамматическим заданием по теме
«Повторение»
Анализ диктанта.
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение. 6 ч.
Сложное предложение
Основные виды сложных предложений
Р/р. Способы сжатого изложения содержания
текста.
Р/р Тезисы. Конспект

17
18

Р/р. Подготовка к сжатому изложению.
Р/р. Сжатое изложение.

1
1

19

Сложносочиненные предложения. 4 ч.
Основные
группы
сложносочиненных
предложений по значению и союзам

1

20
21
22

Знаки препинания в ССП.
Расстановка знаков препинания в ССП.
Определение знаков препинания в ССП.

1
1
1

9
10
11
12

13
14
15

2
2

1
1
1
1

Сложноподчиненные предложения. 28 ч.
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Сложноподчиненные предложения. Строение
ССП. Подчинительные союзы и союзные слова.
Строение СПП. Схемы СПП.
Р/р. Урок развития речи. СПП в речи. (Пересказ
текста с использованием СПП.)

1

Р/р. Подготовка к изложению.

1

Р/р. Изложение.
Основные группы СПП по их значению
СПП с придаточными определительными
СПП с придаточными изъяснительными.
Выделение СПП с придаточными
изъяснительными.

1
1

1
1

1
1
1

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41­
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

СПП с придаточными обстоятельственными.
СПП с придаточными степени и образа
действия.

1
1

СПП
СПП
СПП
СПП
СПП

1
1
1
1
1

с придаточными
с придаточными
с придаточными
с придаточными
с придаточными

места.
времени.
условными.
причины.
цели.

СПП с придаточными сравнительными.
СПП с придаточными уступительными.
СПП с придаточными следствия и
придаточными присоединительными..
Контрольная работа «Виды придаточных
предложений»

1
1
2

Анализ контрольной работы
СПП с несколькими придаточными.
Основные виды СПП с двумя или несколькими
придаточными.
Знаки препинания СПП
с несколькими
придаточными

1
1
1

Р/р. Подготовка к сочинению-рассуждению.
Р/р. Сочинение-рассуждение.
Р/р. Деловые бумаги.

1
1
1

1

Бессоюзные сложные предложения. 10 ч.
Бессоюзные сложные предложения.(БСП)
Знаки препинания в бессоюзных сложных
предложениях
БСП. Запятая и точка с запятой в БСП.
Определение знаков препинания в БСП.
Двоеточие в БСП.
Выявление смысловых причин
двоеточием.
Тире в БСП.
Условия постановки тире в БСП.
Р/р. Реферат.

в

БСП

с

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

60

Сообщение на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами
связи. 8 ч.

1

61

Сложные предложения с различными видами
союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

1

62

Структура сложных предложений.
Виды союзной и бессоюзной связи

1
1

63

64
65
66

67
68

69
70

Знаки препинания в предложениях союзной и
бессоюзной связи.
Предложения с различными видами союзной и
бессоюзной связи.
Подготовка к контрольной работе (диктант с
грамматическим заданием) по теме «Сложное
предложение».
Контрольный
диктант
с
грамматическим
заданием по теме «Сложное предложение»
Анализ
диктанта
по
теме
«Сложное
предложение».
Общие сведения о языке. 5 ч.
Роль языка в жизни общества. Язык как
исторически развивающееся явление.
Русский литературный язык.

1
1

1
1

1
1

71
72

Контрольный тест по программе 9 класса.

1
1

73

Анализ работ.

1

74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84

Стили РЛЯ

1

Повторение. 28 ч.
Фонетика. Графика
Орфография.
Лексика. Фразеология
Лексика. Фразеология .Орфография.
Состав слова и словообразование

1
1
1
1
1

Состав слова и словообразование .Орфография.
Морфология. Именные части речи
Именные части речи
Морфология. Глагол
Морфология. Глагол. Орфография.

1
1
1
1
1

Морфология. Причастие.

1
1
1
1
1

85
86
87
88

Морфология. Деепричастие.
Морфология. Наречие.
Морфология. Категория состояния.
Служебные части речи.

89

Выделение служебных частей речи в
предложении.
Роль служебных частей речи в предложении.

90
91
92
93

Р/р. Сжатое изложение.
Подготовка к ГИА
Р/р. Сжатое изложение.
Подготовка к ГИА
Анализ изложения

1
1
1
1
1

94
95
96

Синтаксис. Словосочетания и предложения.
Словосочетания и предложения. Пунктуация.
Употребление знаков препинания.

97­ Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ .
98
99 Анализ контрольной работы
100­ Сочинение-рассуждение по вариантам ОГЭ 15.1,
102 15.2, 15.3. Подготовка к ГИА

1
1
11
2
1
3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».