Химия

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Выпускник научится:
• характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
• описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их
существенные признаки;
• раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический
элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция»,
используя знаковую систему химии;
• раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно­
молекулярной теории;
• различать химические и физические явления;
• называть химические элементы;
• определять состав веществ по их формулам;
• определять валентность атома элемента в соединениях;
• определять тип химических реакций;
• называть признаки и условия протекания химических реакций;
• выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при
выполнении химического опыта;
• составлять формулы бинарных соединений;
• составлять уравнения химических реакций;
• соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
• пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
• вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
• вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
• вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе
реагентов или продуктов реакции;
• характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и
водорода;
• получать, собирать кислород и водород;
• распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;
• раскрывать смысл закона Авогадро;
• раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;
• характеризовать физические и химические свойства воды;
• раскрывать смысл понятия «раствор»;
• вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
• приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;
• называть соединения изученных классов неорганических веществ;
• характеризовать
физические
и
химические
свойства
основных
классов
неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
• определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
• составлять формулы неорганических соединений изученных классов;
• проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов
неорганических веществ;
• распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски
индикатора;
• характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;
• раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;
• объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;
• объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп;

• характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их
положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
• составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.
Менделеева;
• раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;
• характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической
решетки;
• определять вид химической связи в неорганических соединениях;
• изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами
химических связей;
• раскрывать
смысл
понятий
«ион»,
«катион»,
«анион»,
«электролиты»,
«неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления»
«восстановитель», «окисление», «восстановление»;
• определять степень окисления атома элемента в соединении;
• раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;
• составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;
• объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного
обмена;
• составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;
• определять возможность протекания реакций ионного обмена;
• проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;
• определять окислитель и восстановитель;
• составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
• называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;
• классифицировать химические реакции по различным признакам;
• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;
• проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств
газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;
• распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;
• характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
• называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол,
глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота,
глюкоза;
• оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм
человека;
• грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни
• определять
возможность
протекания
реакций
некоторых
представителей
органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.
Выпускник получит возможность научиться:
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах
веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о
характере и продуктах различных химических реакций;
• характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать
причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
• составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным
уравнениям;
• прогнозировать
способность
вещества
проявлять
окислительные
или
восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;
• составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений
неорганических веществ различных классов;
• выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия
различных факторов на изменение скорости химической реакции;

• использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в
окружающей среде;
• использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и
учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания
веществ;
• объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;
• критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в
средствах массовой информации;
• осознавать значение теоретических знаний по химии для практической
деятельности человека;
• создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;понимать
необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию
лекарств, средств бытовой химии и др.
Личностными результатами изучения предмета «Химия» в 8-9 классах являются
следующие умения:
• осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости
и объяснимости на основе достижений науки;
• постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать потребность
и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности
вне школы;
• оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья;
• оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
• формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды - гаранта жизни и
благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из
предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять
причины и следствия простых явлений.
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей.
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
• преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
химии являются:
1. В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий: вещество (химический элемент, атом, ион,
молекула, кристаллическая решетка, вещество, простые и сложные вещества, химическая
формула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, валентность,
оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодический закон,
периодическая
система,
периодическая
таблица,
изотопы,
химическая
связь,
электроотрицательность, степень окисления, электролит); химическая реакция (химическое
уравнение, генетическая связь, окисление, восстановление, электролитическая диссоциация,
скорость химической реакции);
- формулировать периодический закон Д.И.Менделеева и раскрывать его смысл;
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя
для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;
- описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные
вещества, химические реакции;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции,
протекающие в природе и в быту;
- делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей,
прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других
источников;
- моделировать строение атомов элементов первого - третьего периодов, строение
простейших молекул.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и
производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
- разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверждающие) материальное единство и
взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого
единства;
- строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе.
3. В трудовой сфере:
- планировать и проводить химический эксперимент;
- использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в
инструкциях по применению.
4. В сфере безопасности жизнедеятельности:
- оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с
веществами и лабораторным оборудованием.

Содержание учебного предмета
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает
важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании
основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании
экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением
правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием
многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной
идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии,
выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические
теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их
свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей
химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомномолекулярное
учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах
химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению
практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента,
соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить
ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о
природе.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на
межпредметных связях с предметами:«Биология», «География», «История», «Литература»,
«Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика»,
«Экология».
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Тела и вещества. Основные методы познания: наблюдение, измерение,
эксперимент. Физические и химические явления. Чистые вещества и смеси. Способы
разделения смесей. Атом. Молекула. Химический элемент. Знаки химических элементов.
Простые и сложные вещества. Валентность. Закон постоянства состава вещества.
Химические формулы. Индексы. Относительная атомная и молекулярная массы. Массовая доля
химического элемента в соединении. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.
Коэффициенты. Условия и признаки протекания химических реакций. Моль - единица
количества вещества. Молярная масса.
Кислород. Водород
Кислород - химический элемент и простое вещество. Озон. Состав воздуха. Физические
и химические свойства кислорода. Получение и применение кислорода. Тепловой эффект
химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях . Водород - химический
элемент и простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Получение водорода
в лаборатории. Получение водорода в промышленности. Применение водорода. Закон Авогадро.
Молярный объем газов. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород).
Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вода. Растворы
Вода в природе. Круговорот воды в природе. Физические и химические свойства воды.
Растворы. Растворимость веществ в воде. Концентрация растворов. Массовая доля
растворенного вещества в растворе.
Основные классы неорганических соединений

Оксиды. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оксидов. Химические
свойства оксидов. Получение и применение оксидов. Основания. Классификация. Номенклатура.
Физические свойства оснований. Получение оснований. Химические свойства оснований.
Реакция нейтрализации. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические свойства
кислот. Получение и применение кислот. Химические свойства кислот. Индикаторы. Изменение
окраски индикаторов в различных средах. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические
свойства солей. Получение и применение солей. Химические свойства солей. Генетическая связь
между классами неорганических соединений. Проблема безопасного использования веществ и
химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Бытовая химическая грамотность.
Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических
элементов Д.И. Менделеева
Строение атома: ядро, энергетический уровень. Состав ядра атома: протоны,
нейтроны. Изотопы. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл атомного (порядкового) номера
химического элемента, номера группы и периода периодической системы. Строение
энергетических уровней атомов первых 20 химических элементов периодической системы Д.И.
Менделеева. Закономерности изменения свойств атомов химических элементов и их
соединений на основе положения в периодической системе Д.И. Менделеева и строения атома.
Значение Периодического закона Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность атомов химических элементов. Ковалентная химическая
связь: неполярная и полярная. Понятие о водородной связи и ее влиянии на физические
свойства веществ на примере воды. Ионная связь. Металлическая связь. Типы кристаллических
решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость физических свойств
веществ от типа кристаллической решетки.
Химические реакции
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической
реакции. Понятие о катализаторе. Классификация химических реакций по различным
признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления
атомов химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролитическая
диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Реакции ионного
обмена. Условия протекания реакций ионного обмена. Электролитическая диссоциация кислот,
щелочей и солей. Степень окисления. Определение степени окисления атомов химических
элементов
в соединениях.
Окислитель.
Восстановитель.
Сущность
окислительно­
восстановительных реакций.
Неметаллы IV - VII групп и их соединения
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.
Менделеева. Общие свойства неметаллов. Галогены: физические и химические свойства.
Соединения галогенов: хлороводород, хлороводородная кислота и ее соли. Сера: физические и
химические свойства. Соединения серы: сероводород, сульфиды, оксиды серы. Серная,
сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот: физические и химические свойства.
Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор: физические и
химические свойства. Соединения фосфора: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и ее
соли. Углерод: физические и химические свойства. Аллотропия углерода: алмаз, графит,
карбин, фуллерены. Соединения углерода: оксиды углерода (II) и (IV), угольная кислота и ее
соли. Кремний и его соединения.
Металлы и их соединения
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Металлы в природе и общие способы их получения. Общие физические свойства металлов.
Общие химические свойства металлов: реакции с неметаллами, кислотами, солями.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Щелочные металлы и их соединения.
Щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида

алюминия. Железо. Соединения железа и их свойства: оксиды, гидроксиды и соли железа (II и
III).
Первоначальные сведения об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан,
этилен. Источники углеводородов: природный газ, нефть, уголь. Кислородсодержащие
соединения: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная кислота,
аминоуксусная кислота, стеариновая и олеиновая кислоты). Биологически важные вещества:
жиры, глюкоза, белки. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Типы расчетных задач:
Вычисление массовой доли химического элемента по формуле соединения.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических
элементов.
Вычисления по химическим уравнениям количества, объема, массы вещества по
количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе.
Темы практических работ:
Лабораторное оборудование и приемы обращения с ним. Правила безопасной работы в
химической лаборатории.
Очистка загрязненной поваренной соли.
Признаки протекания химических реакций.
Получение кислорода и изучение его свойств.
Получение водорода и изучение его свойств.
Приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества.
Решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений».
Реакции ионного обмена.
Качественные реакции на ионы в растворе.
Получение аммиака и изучение его свойств.
Получение углекислого газа и изучение его свойств.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV - VII групп и их
соединений».
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Тематическое планирование 8 класс_______________________________
№
Содержание
Формулировка темы урока
Кол-во Приме
для записи в журнале
п/п
часов чание
Тема 1. Методы познания веществ и химических явлений
8
1 Проблема
безопасного Вводный
инструктаж.
Предмет
1
использования
веществ
и химии. Вещества
реакций
в Превращения веществ.
2 химических
1
повседневной
жизни.
Предмет
Роль химии
1
3
Тела
и
вещества. ПСХЭ Д.И. Менделеева.
4 химии.
1
Основные
методы
познания:
Химические
формулы.
1
5
наблюдение,
измерение, Относительные
атомная
и
эксперимент.
Физические
и молекулярная массы.
явления.
Атом. Расчет массовой доли химического
1
6 химические
Молекула. Химический элемент. элемента по формуле вещества.
система Вычисления
по
химическим
1
7 Периодическая
химических
элементов
Д.И. формулам

8

9
10
11
12
13
14
15

16

17
18

Менделеева. Знаки химических
элементов. Простые и сложные
вещества. Закон постоянства
состава вещества. Химические
формулы.
Индексы.
Относительная
атомная
и
молекулярная массы.
Расчетные задачи. Массовая доля
химического
элемента
в
соединении.
Установление
простейшей формулы вещества
по массовым долям химических
элементов.
Практическая
работа.
Лабораторное оборудование и
приемы
обращения
с
ним.
Правила безопасной работы в
химической лаборатории.

Практическая
работа
№1
«Лабораторное
оборудование
и
приемы обращения с ним. Правила
безопасной работы в химической
лаборатории»

1

Тема 2. Атомы химических элементов
Строение
атома:
ядро, Строение атома
энергетический уровень. Состав Изотопы
ядра атома: протоны, нейтроны. Строение
электронных
оболочек
Изотопы. Периодический закон атомов
Д.И. Менделеева. Периодическая Изменение свойств элементов в
система химических элементов периодах и группах
Д.И. Менделеева. Физический Ионная химическая связь
смысл атомного (порядкового) Ковалентная химическая связь
номера химического элемента, Металлическая химическая связь.
номера
группы
и
периода Обобщение по теме «Введение.
периодической
системы. Атомы химических элементов»
Строение энергетических уровней Контрольная работа №1 по теме
атомов первых 20 химических «Атомы химических элементов»
элементов
периодической
системы
Д.И.
Менделеева.
Закономерности
изменения
свойств
атомов
химических
элементов и их соединений на
основе
положения
в
периодической
системе
Д.И.
Менделеева и строения атома.
Значение Периодического закона
Д.И. Менделеева.
Электроотрицательность
атомов химических элементов.
Ковалентная химическая связь:
неполярная и полярная. Понятие
о водородной связи и ее влиянии
на физические свойства веществ
на примере воды. Ионная связь.
Металлическая связь.
Тема 3. Простые вещества
Положение
металлов
в Простые вещества - металлы
периодической
системе Простые вещества - неметаллы

8
1
1
1
1
1
1
1

1

6
1
1

19
20

21
22

23
24
25
26
27
28
29
30

31
32
33
34

35
36
37

38

химических
элементов
Д.И. Постоянная Авогадро. Количество
1
Менделеева. Общие физические вещества. Моль. Молярная масса
свойства металлов. Положение Расчеты с использованием понятий
1
неметаллов
в
периодической количество вещества, молярная масса,
системе химических элементов постоянная Авогадро.
Д.И.
Менделеева.
Общие Молярный
объем
газообразных
1
свойства неметаллов. Моль - веществ
единица количества вещества. Расчеты с использованием понятия
1
Молярная масса.
молярный объем
Закон Авогадро. Молярный объем
газов.
Тема 4. Соединения химических элементов
15
Степень окисления. Определение Степень окисления
1
степени
окисления
атомов Бинарные соединения
1
химических
элементов
в Оксиды
1
соединениях. Валентность.
Основания
1
Оксиды.
Классификация. Кислоты
1
Номенклатура.
Физические Соли
1
свойства оксидов. Получение и Основные классы неорганических
1
применение оксидов. Основания. соединений
Классификация.
Номенклатура. Кристаллические
и
аморфные
1
Физические свойства оснований. вещества.
Типы
кристаллических
Кислоты.
Классификация. решеток.
Номенклатура.
Физические Чистые вещества и смеси. Способы
1
свойства кислот. Индикаторы. разделения смесей
Изменение окраски индикаторов
Практическая работа №2 «Очистка
1
в
различных
средах.
Соли.
загрязненной поваренной соли»
Классификация.
Номенклатура.
Массовая и объемная доля
1
Физические свойства солей. Типы
компонентов смеси
кристаллических
решеток
Практическая
работа
№3 1
(атомная, молекулярная, ионная,
«Приготовление
растворов
с
металлическая).
Зависимость
определенной
массовой
долей
физических свойств веществ от
растворенного вещества»
типа кристаллической решетки.
1
Обобщение по теме
«Простые
Чистые
вещества
и
смеси.
вещества»
Способы
разделения
смесей.
1
Обобщение по теме
«Соединения
Растворы.
Растворимость
химических элементов»
веществ в воде. Концентрация
Контрольная работа №2 «Простые
1
растворов.
Массовая
доля
вещества. Соединения
растворенного
вещества
в
химических элементов»
растворе.
Расчетные
задачи.
Расчет
массовой доли растворенного
вещества в растворе.
Практические работы.
Очистка
загрязненной
поваренной соли. Приготовление
растворов
с
определенной
массовой долей растворенного
вещества.
Тема 5. Изменения, происходящие с веществами
14
1
Физические
и
химические Понятие явлений как изменений,
явления. Закон сохранения массы происходящих с веществами

39

40
41
42

43

44
45
46
47

48
49
50
51

52
53
54
55

56
57
58
59
60

61
62
63
64

веществ. Химические уравнения. Химические реакции. Практическая
Коэффициенты.
Условия
и работа №4 «Признаки протекания
признаки протекания химических химических реакций»
реакций.
Тепловой
эффект Химические уравнения
химических реакций. Понятие об Расчеты по химическим уравнениям
экзои
эндотермических Расчеты по химическим уравнениям
реакциях.
по известной массе раствора и
Классификация
химических массовой доле растворенного
реакций
по
различным вещества
признакам: числу и составу Расчеты по химическим уравнениям
исходных и полученных веществ; по известной массе исходного
поглощению
или
выделению вещества, содержащего
энергии.
определенную долю примесей
Понятие о скорости химической Реакции разложения и реакции
реакции. Факторы, влияющие на соединения
скорость химической реакции. Реакции замещения и реакции обмена
Понятие о катализаторе.
Типы
химических
реакций
на
Вода в природе. Круговорот воды примере свойств воды
в
природе.
Физические
и Скорость химической реакции.
химические свойства воды.
Факторы, влияющие на скорость
Расчетные
задачи. химической реакции
Вычисления
по
химическим Обратимые и необратимые реакции.
уравнениям количества,
объема, Химическое равновесие
массы вещества по количеству, Классификация химических реакций
объему,
массе
реагентов
или по различным признакам
продуктов
реакции.
Объемные
Обобщение по теме «Изменения,
отношения газов при химических
происходящие с веществами»
реакциях.
Контрольная работа №3 «Изменения,
Практическая работа. Признаки
происходящие с веществами»
протекания химических реакций.

1

Свойства растворов электролитов
Растворы. Растворение
Электролитическая
диссоциация.
Электролиты и неэлектролиты
Основные положения ТЭД
Ионные
уравнения
реакций.
Практическая работа №5 «Реакции
ионного обмена»
Кислоты в свете ТЭД
Основания в свете ТЭД
Соли в свете ТЭД
Оксиды, их классификация, свойства
Практическая
работа
№6
«Качественные реакции на ионы в
растворе»
Генетическая связь между классами
неорганических веществ
Окислительно-восстановительные
реакции
Свойства простых веществ в свете
ОВР
Свойства сложных веществ в свете
ОВР

19
1
1

Тема 6. Растворение. Растворы.
Растворы.
Растворимость
веществ в воде. Концентрация
растворов.
Классификация
химических
реакций
по
различным
признакам:
изменению степеней окисления
атомов химических элементов;
Электролитическая диссоциация.
Электролиты и неэлектролиты.
Ионы.
Катионы
и
анионы.
Реакции
ионного
обмена.
Условия
протекания
реакций
ионного
обмена.
Электролитическая диссоциация
кислот, щелочей и солей. Степень
окисления. Определение степени
окисления атомов химических
элементов
в
соединениях.
Окислитель.
Восстановитель.
Сущность
окислительно­
восстановительных реакций.

1
1
1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1

65
66
67
68

69

70

Химические свойства оксидов. Обобщение по теме «Вещества»
Получение
оснований. Обобщение по теме «Свойства
Химические свойства оснований. веществ в свете ТЭД и ОВР»
Реакция
нейтрализации. Итоговая контрольная работа________
Получение и применение кислот. Практическая работа №7 «Решение
Химические свойства кислот. экспериментальных задач по теме
Получение и применение солей. «Основные классы неорганических
Химические
свойства
солей. соединений»_______________________
Генетическая
связь
между Проблема безопасного использования
классами
неорганических веществ и химических реакций в
соединений.
повседневной жизни________________
Практические работы. Реакции Токсичные, горючие и взрывоопасные
ионного обмена.
вещества.
Бытовая
химическая
Качественные реакции на ионы в грамотность.
растворе.
Решение экспериментальных
задач по теме «Основные классы
неорганических соединений».
Проблема
безопасного
использования
веществ
и
химических
реакций
в
повседневной жизни. Токсичные,
горючие
и
взрывоопасные
вещества. Бытовая химическая
грамотность.

1
1
1
1

1

1

Тематическое планирование 9 класс
№
Содержание
Формулировка темы урока
Кол-во Приме
п/п
для записи в журнале
часов чание
Тема 1. Введение. Химические соединения, их свойства,
8
химические реакции
1 Проблема
безопасного Вводный
инструктаж.
1
использования
веществ
и Характеристика
химических
химических реакций в повседневной элементов по положению в ПСХЭ.
2 жизни.
Классификация
химических
1
Периодическая
система соединений и их свойства в свете
химических
элементов
Д.И. ТЭД
Классификация
химических
1
3 Менделеева.
Закон сохранения массы веществ. соединений и их свойства в свете
Классификация
химических ОВР
4 реакций по различным признакам. Амфотерные оксиды и гидроксиды
1
Оксиды.
Классификация.
Классификация химических реакций
1
5
Номенклатура.
Основания. по различным признакам
Номенклатура. Скорость химических реакций
1
6 Классификация.
Кислоты.
Классификация.
1
7
Гидролиз солей

8

9

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23

24
25
26
27

Номенклатура.
Соли. Обобщение по теме «Введение»
Классификация. Номенклатура.
Электролитическая
диссоциация. Реакции ионного
обмена.
Условия
протекания
реакций
ионного
обмена.
Сущность
окислительно­
восстановительных реакций.
Химические
свойства оксидов.
Химические свойства оснований.
Химические
свойства
кислот.
Химические
свойства
солей.
Генетическая
связь
между
классами
неорганических
соединений.
Понятие о скорости химической
реакции. Факторы, влияющие на
скорость
химической реакции.
Понятие о катализаторе.
Тема 2. Металлы и их соединения
Положение
металлов
в Положение элементов-металлов в
периодической системе химических Периодической
системе
элементов
Д.И.
Менделеева. Д.И.Менделеева
и
особенности
Металлы в природе и общие строения их атомов.
способы их получения. Общие Физические свойства металлов
физические свойства металлов. Общие
химические
свойства
Общие
химические
свойства металлов
металлов: реакции с неметаллами, Взаимодействие
металлов
с
кислотами,
солями. растворами кислот и солей
Электрохимический
ряд Щелочные металлы
напряжений металлов. Щелочные Характеристика
соединений
металлы
и
их
соединения. щелочных металлов
Щелочноземельные металлы и их Характеристика элементов
IIAсоединения.
Алюминий. группы
Амфотерность
оксида
и Соединения металлов II А- группы
гидроксида алюминия. Железо. Жесткость воды и способы ее
Соединения железа и их свойства: устранения
оксиды, гидроксиды и соли железа Алюминий
(II и III).
Соединения алюминия
Практическая работа. Решение Железо
экспериментальных задач по теме
Соединения железа
«Металлы и их соединения».
Практическая работа №1 «Решение
экспериментальных
задач
теме
«Металлы и их соединения»
Решение задач на выход продукта
реакции от теоретически
возможного
Коррозия металлов
Металлы в природе. Общие способы
их получения
Обобщение по теме «Металлы»
Контрольная работа №1 по теме
«Металлы»
Тема 3 «Неметаллы и их соединения»

1

19
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
28

28
29
30

31
32
33
34
35
36
37
38

39
40

41
42
43
44
45
46
47
48
49

50
51
52

53
54

Положение
неметаллов
в
периодической
системе
химических
элементов
Д.И.
Менделеева.
Общие
свойства
неметаллов.
Водород - химический элемент
и простое вещество. Физические
и химические свойства водорода.
Получение
водорода
в
лаборатории. Получение водорода
в промышленности. Применение
водорода. Галогены: физические
и
химические
свойства.
Соединения
галогенов:
хлороводород, хлороводородная
кислота
и
ее
соли.
Сера:
физические
и
химические
свойства.
Соединения
серы:
сероводород, сульфиды, оксиды
серы.
Серная,
сернистая и
сероводородная кислоты и их
соли. Кислород - химический
элемент и простое вещество.
Озон.
Состав
воздуха.
Физические
и
химические
свойства кислорода. Получение и
применение кислорода.
Азот: физические и химические
свойства. Аммиак. Соли аммония.
Оксиды азота. Азотная кислота и
ее соли. Фосфор: физические и
химические свойства. Соединения
фосфора: оксид фосфора (V),
ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод:
физические
и
химические свойства. Аллотропия
углерода: алмаз, графит, карбин,
фуллерены. Соединения углерода:
оксиды углерода (II) и (IV),
угольная кислота и ее соли.

Общая характеристика неметаллов
Общие свойства неметаллов
Практическая
работа
№2
«Получение водорода и изучение его
свойств»
Галогены
Соединения галогенов
Халькогены. Сера
Сероводород и сульфиды
Оксиды серы
Сернистая кислота и ее соли
Серная кислота и ее соли
Практическая
работа
№3
«Получение кислорода и изучение
его свойств»
Азот
Аммиак. Практическая работа №4
«Получение аммиака и изучение его
свойств»
Соли аммония
Оксиды азота
Азотистая кислота и ее соли
Азотная кислота
Соли азотной кислоты
Фосфор
Соединения фосфора
Углерод
Кислородные
соединения
углерода. Практическая работа
№5 «Получение углекислого газа и
изучение его свойств»
Кремний и его соединения
Получение неметаллов
Практическая работа №6 «Решение
экспериментальных задач по теме
«Неметаллы IV - VII групп и их
соединений»
Обобщение по теме «Неметаллы»
Генетические ряды неметаллов

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

55

56
57
58
59
60
61

62
63
64

65
66
67
68

Кремний и его соединения.
Контрольная
работа
№2
Качественные
реакции
на «Неметаллы»
газообразные вещества (кислород,
водород).
Практические работы. Получение
кислорода и изучение его свойств.
Получение водорода и изучение
его свойств.
Получение аммиака и изучение его
свойств.
Получение углекислого газа и
изучение его свойств.
Решение экспериментальных задач
по теме «Неметаллы IV - VII групп
и их соединений».
Тема 4 «Первоначальные сведения об органических веществах»
Первоначальные
сведения
о Первоначальные
сведения
о
строении органических веществ. строении органических веществ
Углеводороды: метан, этан, этилен. Углеводороды: метан, этан
Источники
углеводородов: Углеводороды: этилен
природный газ, нефть, уголь. Источники углеводородов:
Кислородсодержащие соединения: природный газ, нефть, уголь.
спирты
(метанол,
этанол, Кислородсодержащие соединения:
глицерин), карбоновые кислоты спирты (метанол, этанол, глицерин)
(уксусная кислота, аминоуксусная Кислородсодержащие соединения:
кислота, стеариновая и олеиновая карбоновые кислоты (уксусная
кислоты). Биологически важные кислота, аминоуксусная кислота,
вещества: жиры, глюкоза, белки.
стеариновая и олеиновая кислоты)
Биологически важные вещества:
жиры
Биологически важные вещества:
белки
Биологически важные вещества:
глюкоза
Тема 5 «Обобщение»
Свойства веществ в свете ТЭД и Обобщение по теме «Свойства
ОВР.
Генетическая
связь веществ в свете ТЭД и ОВР»
неорганических
соединений Генетическая связь неорганических
Химическое
загрязнение соединений
окружающей
среды
и
его Итоговая контрольная работа
последствия.
Химическое
загрязнение
окружающей
среды
и
его
последствия.

1

9
1
1
1
1
1
1

1
1
1
4
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».