Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорогою добра» по социальному направлению основное общее образование

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Дорогою добра»
по социальному направлению. Классы: 5-9
Полное наименование программы:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорогою добра» основное общее
образование
Место предмета в образовательной программе ООО:
Программа курса внеурочной деятельности «Дорогою добра» рассчитана на 5 лет
обучения. На данный курс отводится 1 час в неделю (35 часов в год).
Деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной
образовательной программы, т.к. является частью внеурочной деятельности по
социальному направлению.
Форма аттестации: портфолио
Нормативно - методические материалы:
1. Всеобщая декларация прав человека 1948г.;
2. Международная конвенция о правах ребёнка 1989 г.;
3. Всеобщая декларация добровольчества 2001 г.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования».
6. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
7.Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период 2025
года (утверждены распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р);
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016-2020 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ от 30
декабря 2015 г. № 1493);
9. Указ Президента РФ от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской
общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение
школьников».
10. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
11. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ
«Бугалышская СОШ» (Приказ №55 от 23.08.2017).
12. Учебный план ООО (Приказ №28 от 09.06.2020).
Дата утверждения.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Дорогою добра» утверждена
директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 28 от 09.06.2020 г.
Цель: формирование социальных компетенций, гражданских установок и активной
жизненной позиции у обучающихся через вовлечение их в добровольческую
(волонтёрскую) деятельность.
Задачи:
•У инициирование и развитие добровольческого (волонтёрского) движения в
общеобразовательной организации через создание детских общественных
объединений;
У формирование социальных компетенций у обучающихся на основе практикоориентированной социально полезной деятельности;

У ознакомление обучающихся с принципами добровольчества (волонтёрства),
основанными на традициях благотворительности;
У воспитание доброты, чуткости, сострадания, позитивного отношения к людям
различных социальных групп;
У побуждение обучающихся действовать в рамках уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
У создание условий для освоения обучающимися способов поведения в социуме и
ценностного к нему отношения, осуществления на практике безвозмездной
деятельности, приносящей пользу людям;
У обеспечение условий для инициативного участия обучающихся в деятельности
детских общественных объединений, общественной жизни и дальнейшего
самостоятельного социального действия с опорой на знания, приобретённые в
ходе освоения курса.
Методическая основа: Методические рекомендации к курсу по развитию
добровольческого движения «Дорогою добра» для 5 - 9 классов общеобразовательных
организаций / Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина.- М.: ООО «Русское слово - учебник»,
2018.-216с.- (ФГОС. Внеурочная деятельность).
Методы и формы работы: аудиторные занятия, обучающие игры (образовательные игры,
ролевые игры, квесты, кейсы, соревнования, конкурсы, состязания, формирование
портфолио, выставки, акции, экскурсии, социальные проекты, встречи с интересными
людьми, представителями разных профессий.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Дорогою добра»

У

У
У
У

У

У
У
У
У

У

У

У

У

У
У

Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа Жизни;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
развитие
компетентности
в
области
использования
информационно­
коммуникационных технологий;
развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Программа курса внеурочной деятельности по развитию добровольческого
движения
«Дорогою
добра»
позволяет
формировать
личностные,

У

У
У
У

У

У
У

У

У
У
У

У
У

У
У

У

коммуникативные, регулятивные, познавательные универсальные учебные
действия (УУД) в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные УУД:
Формирование у обучающихся знаний основных прав и обязанностей гражданина и
знаний о своей этнической принадлежности, освоение ими национальных
ценностей, традиций, общемирового и российского культурного наследия;
Умение ориентироваться в системе моральных норм и ценностей и в особенностях
социальных отношений и взаимодействий;
Формирование культуры добровольчества, умение вовлекать в волонтёрскую
деятельность социальных партнёров, родителей;
Развитие экологического сознания, признание высокой ценности жизни во всех её
проявлениях и бережное отношение к природе становятся основой для прочного
усвоения норм здорового образа жизни;
Умение проявлять доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимости к
любым видам насилия и готовности противостоять им, а также в любви к природе,
признании ценностей семьи, здоровья, как своего, так и других людей;
Развитие потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании;
Гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну,
уважение к истории, культурным и историческим памятникам формируется у
обучающихся тогда, когда у них есть реальная возможность проявить свою
гражданскую активность;
Готовность и способность обучающегося к участию в школьном самоуправлении
(участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и
внешкольных мероприятиях);
Осознанное исполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в
школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
Появляется потребность участвовать в общественной жизни ближайшего
социального окружения, п общественно полезной деятельности;
Формирование основ социальных компетенций, включая целостно-смысловые
установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений,
правосознание.
Регулятивные УУД:
формирование у обучающихся умений ставить цели, планировать реализацию,
выбирать эффективные пути и средства достижения целей;
ориентирование на выявление и решение проблем местного сообщества
(социальных, культурных, экологических, гражданско- патриотических и др.).
Коммуникативные УУД:
развитие умений учитывать разные точки прения и стремиться к координации
различных позиций в процессе сотрудничества;
формирование умений вырабатывать общее мнение в совместной деятельности и
аргументировать свою точку зрения.
Познавательные УУД:
освоение основ проектно-исследовательской деятельности. (Волонтёрские
проекты могут выполняться по самым разным направлениям. )

Содержание курса внеурочной деятельности
«Дорогою добра»
5 класс:
Занятие 1. Спешите делать добро
Обучающиеся знакомятся с понятиями «добро», «забота», «милосердие»,
«доброволец». На примере русских пословиц и литературных произведений
осмысливают эти понятия и содержание добрых дел, наглядно иллюстрируют
значение слов: «добрый», «заботливый», «внимательный».
Занятие 2. Что такое хорошо?
Продолжается знакомство школьников с понятиями «добро», «доброта»,
«помощь». Обучающимся предлагается самостоятельно соотнести свои поступки с
проявлением помощи нуждающимся и добрыми делами. Ребята включаются в
дискуссию, учатся аргументированно отстаивать свою позицию.
Занятие 3. Семья — это значит: мы вместе
Обучающиеся углубляют своё понимание добра, его проявлений по отношению к
близким. Актуализируются знания школьников, полученные на занятиях по
внеклассному литературному чтению. Большое внимание уделяется семейному
чтению. На этих занятиях важное место отводится установлению тесного
взаимодействия с семьёй обучающихся. Практические занятия связаны с
развитием коммуникативных компетенций, творческого потенциала школьников,
способностью к самооценке.
Занятие 4. Кем быть? Каким быть?
В рамках начального профессионального самоопределения обучающихся знакомят
с профессиями врача, ветеринара, пожарного, спасателя. Начинается разговор о
личностных качествах людей этих профессий. Освоение содержания этой темы
предполагает проведение экскурсий для знакомства с профессиональной
деятельностью, тематических классных часов с приглашением представителей
этих профессий, родительских собраний.
Занятие 5. Ты — не один, ты — в команде!
На этом занятии начинается формирование команды (добровольческого
объединения, отряда, группы). Проводится опрос, позволяющий выявить
готовность школьников к совместной деятельности. Основой для создания
добровольческого объединения может стать имеющееся в классе ученическое
самоуправление. Очень важно отвести время для проявления обучающимися
инициативы в планировании конкретных дел. Па начальном этапе обучения
список дел добровольческого объединения логично связать с планом
воспитательной работы школы (обучающимся можно предложить рассмотреть
этот вариант как базовый).
Обучающиеся знакомятся с понятиями «бескорыстно», «добровольно»,
отражающими суть добровольчества. Школьникам предлагается выполнить
задания на рефлексивную оценку их деятельности. Важно акцентировать
внимание школьников на анализе стихотворения А.А. Бар- то «Три очка за
старичка» и провести его в интерактивной форме.
Занятие 7. Российское движение школьников
На этом занятии внимательно изучается информационный блок о деятельности
Российского движения школьников (РДШ) в масштабах страны и региона.
Одновременно решаются вопросы активизации деятельности школьного
отделения
РДШ.
Продолжается
формирование
команды,
развитие
коммуникативных компетенций обучающихся через организацию работы в малых
группах; выявление школьников, обладающих лидерскими качествами.

Занятие 8. Жизнь дана на добрые дела
Актуализация знаний обучающих о смысле понятий «добро», «добрые дела»,
«команда». Школьники заполняют анкету «Какой я?» и дают краткую
характеристику сферы своих интересов с последующим обсуждением.
Продолжается формирование коммуникативных компетенций, освоение правил
работы в команде.
Занятие 9. Итоговое занятие
В основе занятия — рефлексия. Форма проведения — любая (круглый стол,
дискуссионная площадка и т.п.).
6 класс:
Занятие 1. Добровольцы — это мы!
Актуализируются знания обучающихся о значении слов «добро» и «доброволец»,
отражающих основную суть добровольческой деятельности. Акцентируется
внимание школьников на том, что участие в добровольческих объединениях — это
всегда деятельность, направленная на помощь нуждающимся. Осваивается
значение новых слов, обозначающих качества добровольца и ключевые понятия,
связанные с добровольческой деятельностью: «помощь», «инициатива»,
«ответственность», «солидарность», «благо».
Занятие 2. Как и когда помогать?
Продолжается работа по формированию ответственного отношения к
окружающему миру, обучающиеся учатся выявлять адреса помощи в ближайшем
окружении, в повседневной жизни. Расширяется понимание обучающимися
значения слов: «милосердие», «внимание», «добро», «забота».
Занятие 3. Команда — это вместе!
Вводится понятие «команда». На примере литературных произведений
формируется понимание принципов работы в команде. Обучающиеся учатся
аргументированно обосновывать, что их добровольческое объединение является
командой. Развиваются коммуникативные УУД в ходе разработки девиза,
эмблемы и названия добровольческого объединения. Формируется умение
работать с информацией через знакомство с российскими детскими
общественными объединениями, о деятельности которых обучающиеся
самостоятельно ищут информацию в СМИ и Интернете. Педагогу необходимо
уделить внимание информационной безопасности при работе с источниками
информации.
Занятие 4. Готовимся к добровольческому проекту
Даётся объяснение понятия «проект». Происходит знакомство с социальными,
образовательными, экологическими, военно-патриотическими проектами, которые
реализовывались детскими общественными объединениями. Целесообразно
познакомить обучающихся с проектами школьников, которые реализуются на
региональном и местном уровнях. Обозначаются основные этапы работы над
проектом. Уделяется внимание умению выявлять социальную проблему и
формулировать цель проекта. Информационно-коммуникативные компетенции
обучающихся развиваются как в ходе поиска информации в СМИ и Интернете по
проблеме проекта, так и в ходе подготовки презентации собственного проекта.
Работа в команде развивает коммуникативные компетенции: обучающиеся имеют
возможность проявить лидерские качества, развить творческий потенциал. Роль
педагога заключается в помощи обучающимся в выявлении социальной проблемы,
актуальной для местного сообщества и организации проектной деятельности.
Занятие 5. Мы знаем, как решить проблему!
Продолжается подготовка к выполнению проекта. Развиваются коммуникативные
компетенции через работу в команде. Целенаправленный поиск информации

формирует информационно-коммуникационные компетенции, умение критически
относиться к полученным сведениям. Важным является пошаговое достижение
поставленной цели. Педагог совместно с обучающимися составляет «Путевой лист
проекта», обучающимся необходимо объяснить принципиальную разницу между
сформулированной задачей и тем мероприятием (делом), которое приведёт к её
решению. «Календарный план проекта» является логичным завершением
детализированной подготовки проекта. Время, отведённое на практические
занятия, позволит корректировать ход выполнения проекта.
Занятие 6. Российское движение школьников
Продолжается расширение знаний о деятельности Российского движения
школьников (РДШ). Активизируется участие школьников в работе школьного
отделения РДШ. Проводится самооценка обучающихся, выявляется их
персональный вклад в проекты РДШ, если такие реализуются в школе, либо
потенциальные возможности и интерес к проектам РДШ.
Занятие 7. Добровольчество без границ
Реализуется первый этап мотивации школьников к добровольческой деятельности.
Знакомство с принципами добровольчества позволит им осознаннее принять
решение о включении в добровольческую деятельность. Самостоятельный поиск
информации в различных источниках (СМИ, Интернет) о добровольческих
проектах, реализуемых сверстниками, повысит заинтересованность школьников в
выполнении реальных добровольческих проектов.
Занятие 8. Календарь добрых дел
Подводится промежуточный итог освоения школьниками содержания
предыдущих занятий, они могут высказать своё отношение к добровольчеству,
опираясь на полученные знания. Календарь добрых дел позволит каждому
обучающемуся, в соответствии с интересами и возможностями, включиться в
добровольческую деятельность через конкретное дело.
Занятие 9. Итоговое занятие
Проводится в любой из интерактивных форм. Основная цель этого занятия —
провести с обучающимися рефлексию, стимулировать их самооценку.
7 класс:
Занятие 1. Кто такой волонтёр?
Вводится понятие «волонтёр» наряду с закреплённым в законодательстве
Российской Федерации определением «доброволец». Обучающиеся знакомятся с
историей возникновения всемирного символа добровольчества (красная буква
«V»), с информацией о волонтёрских организациях, которые объединяют
студентов, школьников, взрослых людей. Практические занятия позволяют вести
разговор о волонтёрстве с родителями, знакомыми, педагогами. Анкета волонтёра
(её заполнение) поможет школьнику оценить время, силы, которые он может
потратить на волонтёрскую (добровольческую) деятельность. Обучающиеся будут
готовы принять решение о создании волонтёрского отряда.
Занятие 2. Я — хочу, я — могу быть волонтёром!
Продолжается знакомство обучающихся с понятиями «доброволец» и «волонтёр».
Акцентируется внимание на качествах волонтёра (добровольца) через обсуждение
основных составляющих понятия «волонтёр». Школьникам предлагается
обосновать мотивацию работы волонтёром на основе закрепившихся в обществе
мнений, выработать свою позицию. Формируются ценностные ориентации
школьника,
которые
соотносятся
с
волонтёрской
(добровольческой)
деятельностью школьника.
Занятие 3. От «Я» до «Мы»

Обучающиеся знакомятся с направлениями и принципами волонтёрской
добровольческой деятельности. Активное обсуждение конкретной ситуации
добровольческой
деятельности
ровесников
позволяет
школьникам
аргументированно отстаивать свою позицию. Формирование социальных
компетенций обучающихся происходит при анкетировании и представлении
результатов анкетирования друзей, родителей и др. Осознанное отношение к
волонтёрству развивается при выполнении творческого задания (синквейна).
Продолжается работа по созданию волонтёрской организации (отряда, группы),
формируется команда единомышленников.
Занятие 4. Жизнь на благо других
Продолжается разговор с обучающимися о добре и добрых делах на примере
литературных произведений, рекомендованных для внеклассного и семейного
чтения. Вводятся понятия «благотворительность» и «благотворительный фонд», на
конкретных
примерах
раскрывается
основная
суть
деятельности
благотворительных фондов, реализуемых ими программ и адресной помощи
нуждающимся. Деятельность созданной волонтёрской организации (отряда,
группы) строится на деятельностном подходе, обучающиеся включаются в
реальные дела, самостоятельно проявляют инициативу.
Занятие 5. Российское движение школьников
Акцентируется внимание на одном из направлений работы Российского движения
школьников (РДШ) — гражданской активности; вводятся понятия «гражданская
активность», «социальная проблема». Закрепляется понимание волонтёра как
активного гражданина. Проявление гражданской активности ровесниками
демонстрируется на примере детского движения скаутов, Всесоюзной пионерской
организации им. В.И. Ленина (исторический аспект) и деятельности современных
скаутов и других детских движений. Обучающиеся имеют возможность
самостоятельно осуществить поиск информации в СМИ и Интернете, в том числе
на сайте РДШ.
Занятие 6. Успешный волонтёрский проект
Расширяется понятие «проект», конкретизируется понятие «социальный проект».
Формируются умения выявлять социальные проблемы и определять цели и задачи
проекта. Обучающиеся развивают умения аргументированно отстаивать свою
точку зрения в разных социальных группах. Формируются информационно­
коммуникативные компетенции — в ходе реализации проекта и работы в группе.
Занятие 7. Игра — дело серьёзное
Освещается большой спектр волонтёрских творческих мероприятий: акции,
флешмобы, благотворительные ярмарки, сюжетно-ролевые игры, квесты.
Обучающиеся имеют возможность самостоятельно выбрать тему, место и время
проведения мероприятий. Согласованность с планом воспитательной работы
образовательной организации повысит эффективность проведения каждого
мероприятия.
Развиваются
коммуникативные
компетенции,
творческие
способности и лидерские качества обучающихся.
Занятие 8. Быть волонтёром -быть честным, неравнодушным, нужным!
Признание значимости волонтёрской деятельности является очень важным.
Необходимо оценить вклад каждого члена волонтёрской организации (отряда,
группы). Потребности каждого в признании его добровольческой деятельности
разные, это желательно учитывать. Обучающиеся знакомятся с понятием
«портфолио» и его ведением, с личной книжкой волонтёра и работой с ней.
Занятие 9. Итоговое занятие
В основе занятия - рефлексия. Форма проведения занятия любая: круглый стол,
сбор волонтёрской организации (отряда, группы), конференция и т.д.

8 класс:
Занятие 1. Помощь как смысл жизни
Обучающиеся знакомятся с историей благотворительности в России, именами
известных российских меценатов и их ролью в сохранении культурного наследия.
Уделяется внимание филантропии как виду благотворительности. Обучающимся
предлагается расширить свои знания по истории благотворительности через
самостоятельный поиск информации в различных источниках. Знакомство с
современными благотворителями позволяет перейти к изложению материала о
причинах, побуждающих людей заниматься благотворительностью. Продолжается
работа с понятиями, связанными с благотворительностью и волонтёрской
(добровольческой) деятельностью. Вводится понятие «общественно полезная
деятельность».
Занятие 2. Российское движение школьников
Интересной и полезной для обучающихся будет информация о партнёрах
Российского движения школьников (РДШ). Это позволит активизировать
деятельность волонтёрской организации (отряда, группы) по нескольким
направлениям деятельности РДШ. Информация об Ассоциации волонтёрских
центров (АВЦ) акцентирует внимание на важном для обучающихся в школе
направлении деятельности — гражданской активности. Развитие информационно­
коммуникативной компетенции происходит в процессе самостоятельного поиска
информации в различных источниках, использования интернет - ресурсов.
Важным звеном является выполнение творческих заданий на тему «РДШ и его
партнёры, программы, проекты».
Занятие 3. Ассоциация волонтёрских центров
Обучающиеся знакомятся с миссией АВЦ, актуализируют знания мотивов
волонтёрской (добровольческой) деятельности, аргументируют свой выбор стать
волонтёром. Интересная и полезная информация об общероссийских
добровольческих действиях и Международном дне добровольцев активизирует
деятельность
членов
волонтёрской
организации
(отряда,
группы).
Актуализируются знания школьников о составляющих понятия «волонтёр».
Занятие 4. Мой выбор — правильный выбор
Продолжается знакомство обучающихся с направлениями волонтёрской
деятельности. Обучающиеся повторно заполняют Анкету волонтёра. Анкета
включает новые вопросы и позволяет обучающемуся определиться с адресами
волонтёрской помощи исходя из личных потребностей, интересов, возможностей.
Через работу в команде развиваются коммуникативные компетенции. Правила
волонтёра разрабатываются
совместно,
каждый
обучающийся
может
аргументированно отстоять свою точку зрения.
Занятие 5. Если хочется помочь всем!
Обращаемся к литературным произведениям с целью показать значимость
конкретных добрых дел, направленных на оказание помощи как в масштабах всего
человечества, так и в каждом конкретном случае. Уделяется внимание культурно­
просветительскому волонтёрству. У обучающихся появляется возможность
оказать содействие в проведении любого культурно-массового мероприятия,
познакомиться с объекта ми культуры в своём регионе и благодаря этому
расширить свой кругозор.
Занятие 6. Проект — это нужно! Проект — это важно!
Актуализируются знания обучающихся о структуре, этапах подготовки и
реализации социального проекта. Обучающиеся аргументированно доказывают
социальную значимость проекта для местного сообщества и заполняют
информационную карту проекта. Результаты проекта оцениваются обучающимися

по схеме «Хочу — Могу — Надо», тем самым вводится понятие «эффективный
проект». Через работу в команде развиваются коммуникативные компетенции.
Занятие 7. Событие — это интересно! Событие — это важно!
Занятия посвящаются событийному волонтёрству. Участие в событии на уровне
школы, микрорайона, города позволяет проявить и развить такие качества
волонтёров, как ответственность, коммуникативность, инициативность и т.д.
Обучающиеся получают опыт распределения ответственности между членами
волонтёрской организации (отряда, группы) при проведении мероприятия
(события). Событийное волонтёрство чаще всего связывают со спортивными
мероприятиями. Благотворительность знаменитых спортсменов — тема для
разговора со школьниками об оказании спортсменами помощи людям. Тему
спорта логично продолжают темы здорового образа жизни, уроков здоровья,
истории программы ГТО. Школьники имеют возможность в качестве
волонтёрской (добровольческой) деятельности провести «Урок здоровья».
Занятие 8. Я знаю! Я умею! Я научу!
В ходе обсуждения Анкеты волонтёра выявляется круг интересов школьников.
Создаются условия для проявления каждым обучающимся своих способностей
через организацию мастер-классов. Важно, что результаты мастер-классов получат
общественную оценку и признание, а волонтёр будет иметь возможность внести
свой вклад
в благотворительную деятельность (проведение
акций,
благотворительной ярмарки, выполнение социального проекта).
Занятие 9. Итоговое занятие
В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия — любая (круглый
стол, праздник, конференция). Подводим итоги и поощряем членов волонтёрской
организации (отряда, группы) за личный вклад в совместную работу.
9 класс:
Занятие 1. Всё в наших руках
Продолжается знакомство с благотворительностью. Актуализируются знания
обучающихся о таких видах благотворительности, как меценатство и
филантропия. Обучающиеся знакомятся с деятельностью некоммерческих
организаций (НКО), к которым принадлежат и благотворительные фонды, с
корпоративным волонтёрством. Обобщается материал по направлениям
волонтёрской (добровольческой) деятельности и о её распространении на
различные сферы общественной жизни.
Занятие 2. Открытые сердца
Уделяется внимание деятельности благотворительных фондов, оказывающих
помощь больным детям и детям с огрниченными возможностями здоровья.
Обсуждается возможность и способы вовлечения детей с ограниченными
возможностями здоровья в деятельность волонтёрской организации (отряда,
группы). Вводится понятие «инклюзивное волонтёрство». Обучающиеся
знакомятся с интересной и полезной информацией о Паралимпийских играх
(история возникновения, современные игры), о работе волонтёров (добровольцев)
на них.
Занятие 3. Слово творит чудеса
Обсуждаются произведения литературы, поднимается вопрос о проявлении
героями этих книг доброты и доброй воли. Обучающиеся вовлекаются в активную
деятельность по написанию «доброй книги» волонтёрской организации (отряда,
группы). Рассматриваются возможности социального ролика как способа
привлечения внимания к проблемам местного сообщества. Обучающимся
предоставляется возможность создать свой социальный ролик, что способствует
развитию коммуникативных компетенций.

Занятие 4. Российское движение школьников
Актуализируются знания обучающихся по такому направлению деятельности
Российского движения школьников (РДШ), как гражданская активность.
Школьники информируются о федеральных проектах, которые реализует РДШ и
его партнёры. Активизируется деятельность волонтёрской организации (отряда,
группы) по включению в проекты, инициируемые региональным отделением
РДШ.
Занятие 5. Добро шагает по планете
Обучающиеся работают с различными источниками информации, знакомятся со
Всеобщей декларацией добровольчества, с программой Service Learning,
международными добровольческими акциями и общественными инициативами,
благотворительной деятельностью всемирно известных людей, международных
фондов. Аргументированно доказывают, что добровольческая деятельность
объединяет волонтёров всего мира.
Занятие 6. Мы готовы помогать
Актуализируются знания обучающихся о социальных проектах как программе
реальных действий, как эффективном способе решения социальной проблемы,
привлечения к ней внимания, о проекте. Заполняется информационная карта
проекта и план его реализации. Школьники создают пресс-релиз проекта для
привлечения социальных партнёров и получения поддержки в реализации проекта.
Занятие 7. Думая о будущем
Школьники знакомятся с добровольческой деятельностью, основанной на
профессиональных навыках добровольцев и(или) на стремлении их приобрести в
ходе реальной деятельности (профессиональное самоопределение). Обучающихся
ориентируют на получение информации о волонтёрских организациях (отрядах,
группах) в образовательных организациях среднего профессионального и высшего
образования. Обсуждается вопрос о волонтёрстве как способе приобретения
навыков и опыта, установления личных контактов, полезных для будущей
профессии.
Занятие 8. Я — доброволец, а это значит...
Обобщающее занятие курса по развитию добровольчества «Дорогою добра».
Актуализируются приобретённые знания о качествах волонтёра, вкладе
волонтёров (добровольцев) в решение социальных проблем, о признании в
обществе деятельности волонтёров (добровольцев) и поощрениях.
Занятие 9. Итоговое занятие
В основе занятия — рефлексия. Форма проведения занятия любая: игра,
конференция, тренинг и т.д.

Тематическое планирование 5 класс
№
п/п

Название занятий

1
2
3

Спешите делать добро
Что такое хорошо?
Семья — это значит: мы
вместе
Кем быть? Каким быть?
Ты — не один, ты — в
команде!
Сколько стоит добро?
Российское движение
школьников
Жизнь дана на добрые дела
Итоговое занятие
Итого

4
5
6
7
8
9

Всего
1
3
5

Количество часов
Аудиторные Практические
занятия
занятия
1
1
2
1
4

7
5

1
1

6
4

5
4

1
1

4
3

4
1
35

1
1
8

3
1
27

Тематическое планирование 6 класс
№
п/п

Название занятий

1
2
3
4

Добровольцы - это мы!
Как и когда помогать?
Команда-это вместе!
Готовимся к
добровольческому проекту
Мы знаем, как решить
проблему!
Российское движение
школьников
Добровольчество без
границ
Календарь добрых дел
Итоговое занятие
Итого

5
6
7
8
9

Всего
2
3
5
6

Количество часов
Аудиторные Практические
занятия
занятия
1
1
1
2
1
4
1
5

6

1

5

4

1

3

3

1

2

5
1
35

1
1
8

4
1
27

Тематическое планирование 7 класс
№
п/п

Название занятий

1
2

Кто такой волонтёр?
Я - хочу, я - могу быть
волонтёром!
От «Я» до «Мы»
Жизнь на благо других
Российское движение
школьников
Успешный волонтёрский
проект
Игра- дело серьезное
Быть волонтёром - быть
честным, неравнодушным,
нужным!
Итоговое занятие
Итого

3
4
5
6
7
8

9

Всего
3
2

Количество часов
Аудиторные Практические
занятия
занятия
1
2
1
1

3
2
4

1
1
1

2
1
3

8

1

7

10
2

1
1

9
1

1
35

1
8

1
27

Тематическое планирование 8 класс
№
п/п

Название занятий

1
2

Помощь как смысл жизни
Российское движение
школьников
Ассоциация волонтёрских
центров
Мой выбор - правильный
выбор
Если хочется помочь всем!
Проект - это нужно!
Проект - это важно!
Событие - это интересно!
Событие - это важно!
Я знаю! Я умею! Я научу!
Итоговое занятие
Итого

3
4
5
6
7
8
9

Всего
2
3

Количество часов
Аудиторные Практические
занятия
занятия
1
1
1
2

2

1

1

5

1

4

5
8

1
1

4
7

5

1

4

4
1
35

1
1
8

3
1
27

Тематическое планирование 9 класс
№
п/п

Название занятий

1
2
3
4

Всё в наших руках
Открытые сердца
Слово творит чудеса
Российское движение
школьников
Добро шагает по планете
Мы готовы помогать
Думая о будущем
Я - доброволец, а это
значит...
Итоговое занятие
Итого

5
6
7
8
9

Всего
2
3
6
4

Количество часов
Аудиторные Практические
занятия
занятия
1
1
1
2
1
5
1
3

4
8
4
3

1
1
1
1

3
7
3
2

1
35

1
8

1
27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».