Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Краеведение». Классы: 5-9 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение» относится к туристско-краеведческой направленности. В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы МАОУ «Бугалышская СОШ» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Краеведение» в 5-9 классах выделяется 2 учебных часа в неделю, т.е. 68 часов в год. Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей» 5. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.) 5. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.). Дата утверждения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально педагогической направленности «Краеведение» утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 28 от 09.06.2020 г. Цель программы - воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию малой Родины. Задачи: - формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности, - создание системы образовательно-воспитательной работы с использованием средств музейной педагогики, - формирование у детей бережного отношения к историческим ценностям, героической славе народов России, - развитие у учащихся творческих способностей, навыков культуры общения и уважения к людям старшего возраста, - проведение активной экскурсионной работы с учащимися и населением, Форма итогового контроля (аттестации): - защита исследовательской (проектной) работы, - подготовка и проведение тематической экскурсии, -презентация творческой работы. Методы и формы работы: индивидуальная и групповая работа, практические занятия, экскурсия, краеведческая конференция. Пояснительная записка. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение» относится к туристско-краеведческой направленности. Уровень освоения программы: базовый. Нормативно - методические материалы: 1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. 2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242) 4. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ» (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.) 5. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.). Дата утверждения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристическо краеведческой направленности «Краеведение» утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ» приказом № 28 от 09.06.2020. Актуальность программы состоит в воспитании и подготовке молодого человека- патриота, знающего и любящего свой родной край, страну, заботящегося об охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края; человека, уважительного к старшему поколению и к деяниям своих предков. Программа базируется на современных требованиях модернизации системы образования, на потенциале образовательного учреждения (имеется школьный историко-краеведческий музей «Красная гвоздика). Особенностью программы «Краеведение» является то, что программа направлена на активное вовлечение обучающихся в познавательную деятельность по организации работы в школьном музее. Большое внимание уделяется обучению школьников экскурсоводческому делу. Учащиеся должны уметь изучить, оформить, донести четко и правильно до слушателя нужную информацию. В рамках инновационной деятельности школы обучающиеся создают мультимедийные разработки об объектах историко-культурного и природного наследия села, района, Свердловской области. Цель программы - воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию малой Родины. Задачи: -формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности, -создание системы образовательно-воспитательной работы с использованием средств музейной педагогики, -формирование у детей бережного отношения к историческим ценностям, героической славе народов России, -развитие у учащихся творческих способностей, навыков культуры общения и уважения к людям старшего возраста, -проведение активной экскурсионно-массовой работы с учащимися и населением; -развитие внешних партнерских связей. Данная программа осуществляется как учебно-практическая и предполагает включение обучающихся в конкретную краеведческую деятельность, что позволяет им в будущем принимать участие на краеведческих конференциях, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях. Программа предназначена для детей 10-15 лет: ■ условия набора детей в объединение: принимаются желающие, ■ условия формирования групп: группы разновозрастные. Сроки реализации программы: ■ продолжительность образовательного процесса: сентябрь-май текущего учебного года-1 год, ■ часы обучения: вторник 14.00-16.00, ■ занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего в год- 68 часов, ■ занятия проходят в школьном историко-краеведческом музее «Красная гвоздика. Формы организации деятельности детей на занятиях: Индивидуальные, групповые, коллективные. Формы занятий: лекция, практическое занятие, экскурсия, урок-встреча, защита исследовательских работ и проектов, краеведческая конференция, презентация творческих работ. Планируемые результаты обучения: обучающиеся будут знать: ■ роль краеведения и музееведения в жизни человека; ■ основные этапы развития музейного дела в России; ■ основные направления и формы работы школьного музея; ■ музейные термины; ■ правила поведения в музее, архиве; ■ методику проведения исследовательской деятельности; ■ методы сбора и обработки информации; ■ правила работы с литературой, архивными документами; ■ правила проведения интервью, особенности общения с людьми пожилого возраста; уметь: ■ составлять свою родословную таблицу; ■ составлять текст экскурсий; ■ вести экскурсии, сочетая рассказ с показом; ■ проводить поисковую работу; ■ составлять вопросы для проведения беседы; ■ вести запись рассказов и воспоминаний местных жителей; ■ находить необходимую информацию в архиве, библиотеке; ■ защищать проект, исследовательскую работу. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. Раздел 1. Введение. Теория. Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Вводный инструктаж по технике безопасности. Краеведение как комплексный метод выявления и изучения наследия. Современное понимание термина «музееведение». Ключевые понятия музееведения. Роль краеведения и музееведения в познавательной деятельности учащихся. Всероссийское туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации «Отечество», его цели, задачи, участники, программы. Практика. Игра на знакомство детей в объединении. Знакомство с журналом «Юный краевед». Раздел 2. Музей - хранитель истории и культуры. Теория. Понятие об историко-культурном и природном наследии. Цели и задачи работы музеев. История музейного дела. Основные этапы развития музейного дела в России. Классификация музеев. Государственные и частные музеи. Музей - заповедник, домашний музей, музей-выставка, музей-усадьба. Крупнейшие музеи России и мира. Рекламные музейные проспекты. Культурно-образовательная деятельность музея. Понятие «профиль музея». Сущность и специфические особенности музеев разного профиля. Виды и формы работы музеев. Практика. Изучение законов Российской Федерации «Об объектах историко-культурного наследия», «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации». Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу». Составление хронологии этапов развития музейного дела в России. Беседа о ведущих музеях мира. Составление схемы культурно-образовательной деятельности музея. Определение видов, профилей музеев. Раздел 3. Организация школьного музея. Теория. Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество» в школе. Задачи собирательской работы, её связь с профилем и тематикой музея. Сущность понятия «школьный музей», его роль в микрорайоне. Документы, регламентирующие работу школьного музея. «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)» - основной документ по организации и деятельности школьного музея. Функции, основные направления и формы работы школьного музея. Совет школьного музея, распределение обязанностей среди его членов, актив музея. Музейная азбука. Залы историко-краеведческого музея «Красная гвоздика». Практика. Посещение и знакомство с залами школьного историко-краеведческого музея. Изучение документации школьного музея. Работа со словарём. Выбор членов Совета школьного музея, распределение среди них обязанностей. Раздел 4. Школа экскурсовода. Теория. Основы экскурсоведения. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная. Объекты экскурсий. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Правила создания текста экскурсии в школьном музее. Развёрнутый план или индивидуальный текст экскурсии. Технология проведения индивидуальной экскурсии в школьном музее по экспозиции. Технология коллективного проведения экскурсии в школьном музее. Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, владение материалом, этика. Пути овладения коммуникативной культурой. Аудитория школьного музея и формы работы с ней. Этика взаимоотношений детей. Практика. Практические занятия по отбору краеведческого материала по теме экскурсии. Составление текста экскурсии. Упражнения на развитие коммуникативной культуры. Проведение различных видов экскурсий в историко-краеведческом музее. Раздел 5. Край родной. Теория. Историко-культурное и природное наследие нашего края. Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Мое родословное дерево. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов семьи, рода. Составление родословных таблиц. Основные этапы социального, экономического развития родного края. Историческая летопись края. Основные достопримечательности. Практика. Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей рода и родного края. Изыскание семейных реликвий. Описание семейных архивов и реликвий. Составление родословных таблиц. Работа в городском архиве. Обсуждение собранных материалов. Ведение летописи родного края. Фотографирование достопримечательностей села. Проведение экскурсий по населённому пункту. Раздел 6. Поисково-исследовательская деятельность. Теория. Методика проведения поисково-исследовательской деятельности. Тематические направления поисково-исследовательской работы. Компоненты исследовательской деятельности: проблематика исследования, поле исследования, гипотеза, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, методы и методики исследования, источники. Содержание деятельности исследователя. Интервьюирование. Особенности работы с людьми пожилого возраста. Запись фактов биографии замечательных людей, воспоминаний очевидцев, аудио- и видеозапись. Сбор копий документов. Фотографирование. Обработка полученной информации. Работа в государственных архивах. С чего начать? Правила работы в государственных архивах. Способы фиксации необходимой архивной информации. Составление официального запроса в государственный архив. Практика. Практикум по организации и проведению поисково-исследовательской деятельности. Составление плана проведения, выбор темы исследования, постановка проблемы, постановка гипотезы, выбор объекта и предмета исследования, постановка цели исследования, определение задач, выбор методов познания и научного исследования в соответствии с темой исследования на базе историко-краеведческого музея. Выявление и работа с литературой по теме. Подготовка и проведение интервью с местными жителями с целью поиска нужной информации. Обработка информации. Оформление исследовательских работ по истории, культуре, природе родного края. Подготовка и проведение экскурсий по темам исследовательских работ. Раздел 7. Участие в краеведческом конкурсе, олимпиаде, конференции. Практика. Участие в районной краеведческой конференции: очная защита исследовательской работы с использованием компьютерной презентации. Участие в краеведческих конкурсах, олимпиадах, фестивалях (по положениям). Выбор участия в конкретном краеведческом мероприятии - согласно индивидуальным наклонностям и возрастным характеристикам обучающихся. Раздел 9. Итоговая аттестация (контроль). Практика. Аттестация проводится в форме защиты исследовательской работы, проведения тематической экскурсии, рассказа музейного экспоната. Учебно - тематический план. № 1.1 1.2 1.3 2.1 2.2 Раздел. Тема занятия Раздел. 1 Введение в тему занятий. Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Вводный инструктаж по ТБ. Роль краеведения и музееведения в познавательной деятельности обучающихся Всероссийское туристско-краеведческое движение школьников «Отечество» Раздел 2. Музей - хранитель народной памяти. Историко-культурное и природное наследие. Закон РФ «Об объектах историко-культурного наследия» Творческое сочинение «Горжусь своей Количество часов Теория Всего Практика часов 2 1 1 2 1 1 1 1 2 2 2 2 2.3 2.4 2.5 2.6 2.7 3.1 3.2 3.3 3.6 3.7 3.8 4.1 4.2 4.3 5.1 5.2 5.3 5.4 6.1 6.2 6.3 историей». Изучение закона «О музеях в Российской Федерации» Из истории музейного дела: возникновение первых музеев в России. Ведущие музеи мира. Основные виды музеев и функции музеев. Местные музеи: села, района, края. Раздел 3. Организация школьного музея. Обзорная экскурсия школьного историко - краеведческого музея «Красная гвоздика». История школьного музея. Основные направления работы школьного музея. Знакомство с залами школьного историко-краеведческого музея. Зал №1 Этнографический зал. Зал №2 Зал боевой славы. Раздел 4. Школа экскурсовода Искусство вести экскурсию. Культура общения. Методика проведения экскурсии. Сочетание показа с рассказом Практика проведения экскурсии в музее «Красная гвоздика». Раздел 5. Родной край. История села Верхний Бугалыш. Проведение экскурсии по селу Средний Бугалыш, знакомство с историческими памятниками села. Краеведческая викторина по объектам историко-культурного и природного наследия родного края. Семейный архив, реликвии. Составление родословных таблиц. Раздел 6. Поисково исследовательская работа. Методика и структура исследовательской работы: основные требования и критерии. Проблематика исследования. Правила проведения интервью. Особенности работы с людьми пожилого возраста. Сбор информации, копий фотографий, документов, газет. 1 1 1 1 4 2 4 1 2 3 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 3 2 1 3 1 1 2 2 3 1 2 2 1 1 3 1 2 6.4 Фотографирование людей, предметов быта, памятников истории. 1 1 6.5 Государственные архивы, их функции. 1 1 6.6 Составление официального запроса в государственный архив. 1 1 6.7 Работа в архиве. С чего начать? Правила работы в госархивах. 1 1 6.8 Особенности работы со старинными документами. 3 1 3 Раздел 7. Участие в краеведческой конференции. 7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 Оформление исследовательской работы Составление текста защиты работы и компьютерной презентации. Итоговая аттестация: защита проекта, реферата или исследовательской работы. Зачет. Проведение тематической экскурсии в музее. Проведение экскурсий для учащихся начальных классов, гостей школы. Обобщение и подведение итогов, награждение. 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 68 27 41 Итоговый контроль проводится в форме: - защиты исследовательской/проектной работы, - зачетной работы по подготовке и проведению экскурсии, -творческой работы по оформлению музейной экспозиции. Как итоговый контроль засчитывается участие обучающихся на краеведческих конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня. Требования к оценке творческой работы: Творческая работа (проект) оценивается положительно при условии, если: - определена и четко сформулирована цель и задачи работы; - характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и проанализированным материалом; - содержание работы изложено логично; - прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные предложения; - сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения. Форма защиты творческой работы (проекта) - очная презентация. Критерии оценки достижения планируемых результатов: Уровни освоения Программы Высокий уровень освоения Программы Результат Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом занятии показывают знание теоретического краеведческого материала, практическое применение знаний воплощается в качественный продукт (творческий проект, проведение тематической экскурсии, защита исследовательской работы) Средний уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом занятии показывают хорошее знание теоретического материала, практическое применение знаний воплощается в продукт, требующий незначительной доработки. Низкий уровень освоения Программы Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной, познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание Программы. На итоговом занятии показывают недостаточное знание теоретического материала, практическая работа не соответствует требованиям. Учебно-методическое обеспечение Программы: дидактические материалы: ■ ■ ■ ■ ■ ■ ■ видео- и аудиозаписи фотографии образцы составления краеведческих паспортов образцы составления родословных таблиц краеведческие викторины анкеты образцы архивных документов. технические средства: № п/п Технические средства Наличие в школе 1 Фотоаппарат + 2 Ноутбук + 3 Мультимедийный проектор с экраном + 4 Аудиоколонки + 5 Сканер + 6 Принтер + 7 Брошюратор + материальные средства: № п/п Ресурсы Наличие в школе 1. Бумага формата А4 + 2. Пружинки, обложки для брошюрования + 3. Тетради для ведения инвентарной книги, полевого дневника + 4. CD-, DVD-диски + список литературы: 1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. М.: ЦДЮТиК, 2012. 2. Баранова Е. Ю., Колосова С. А. Музейная азбука от А до Я. - М.: ГДМ, 2006. 3. Муллануров М.М. История Бугалыша, Казань 1986. 4. Остапец АА. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. - М.: ЦДЮТиК, 2014. 5. Персии А.И. Словарь юного краеведа. - М.: ФЦДЮТиК, 2014. 6. Подругина И.А., Ильичёва И.В. Проектно-исследовательская деятельность: развитие одарённости. - М.: Московские учебники, 2012. 7. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий. - М.: Владос, 2014. 8. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания. - М.: ФЦДЮТиК, 2005. 9. Российская музейная энциклопедия. В 2-х томах. - М.: 2012. 10. Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. - М.: 2014. 11. Туманов В. Е. Школьный музей - хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд. третье, дополненное. - М., 2006. 12. Юный краевед. Научно-популярный журнал для детей и юношества. Школьная библиотека.