Краеведение

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Краеведение». Классы: 5-9
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение»
относится к туристско-краеведческой направленности.
В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы МАОУ
«Бугалышская СОШ» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Краеведение» в 5-9 классах выделяется 2 учебных часа в неделю, т.е. 68
часов в год.
Нормативно - методические материалы:
1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.
2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
3. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242)
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта
2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально­
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей»
5. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ»
(Приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
5. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.).
Дата утверждения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально­
педагогической направленности «Краеведение» утверждена директором МАОУ
«Бугалышская СОШ» приказом № 28 от 09.06.2020 г.
Цель программы - воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и
гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию
малой Родины.
Задачи:
- формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности,
- создание системы образовательно-воспитательной работы с использованием средств
музейной педагогики,
- формирование у детей бережного отношения к историческим ценностям,
героической славе народов России,
- развитие у учащихся творческих способностей, навыков культуры общения и
уважения к людям старшего возраста,
- проведение активной экскурсионной работы с учащимися и населением,
Форма итогового контроля (аттестации):
- защита исследовательской (проектной) работы,
- подготовка и проведение тематической экскурсии,
-презентация творческой работы.
Методы и формы работы: индивидуальная и групповая работа, практические
занятия, экскурсия, краеведческая конференция.

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Краеведение»
относится к туристско-краеведческой направленности.
Уровень освоения программы: базовый.
Нормативно - методические материалы:
1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.
2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»
3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242)
4. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ»
(Приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
5. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.).
Дата утверждения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристическо­
краеведческой
направленности «Краеведение»
утверждена директором МАОУ
«Бугалышская СОШ» приказом № 28 от 09.06.2020.
Актуальность программы состоит в воспитании и подготовке молодого
человека- патриота, знающего и любящего свой родной край, страну, заботящегося об
охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края;
человека, уважительного к старшему поколению и к деяниям своих предков.
Программа базируется на современных требованиях модернизации системы
образования, на потенциале образовательного учреждения (имеется школьный
историко-краеведческий музей «Красная гвоздика).
Особенностью программы
«Краеведение»
является то, что программа
направлена на активное вовлечение обучающихся в познавательную деятельность по
организации работы в школьном музее. Большое внимание уделяется обучению
школьников экскурсоводческому делу. Учащиеся должны уметь изучить, оформить,
донести
четко и правильно до слушателя нужную информацию. В рамках
инновационной деятельности школы обучающиеся создают мультимедийные
разработки об объектах историко-культурного и природного наследия села, района,
Свердловской области.
Цель программы - воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и
гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию
малой Родины.
Задачи:
-формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности,
-создание системы образовательно-воспитательной работы с использованием средств
музейной педагогики,

-формирование у детей бережного отношения к историческим ценностям,
героической славе народов России,
-развитие у учащихся творческих способностей, навыков культуры общения и
уважения к людям старшего возраста,
-проведение активной экскурсионно-массовой работы с учащимися и населением;
-развитие внешних партнерских связей.
Данная программа осуществляется как учебно-практическая
и предполагает
включение обучающихся в конкретную краеведческую деятельность, что позволяет им
в будущем принимать участие на краеведческих конференциях, конкурсах, фестивалях
и других мероприятиях.
Программа предназначена для детей 10-15 лет:
■ условия набора детей в объединение: принимаются желающие,
■ условия формирования групп: группы разновозрастные.
Сроки реализации программы:
■ продолжительность образовательного процесса: сентябрь-май текущего
учебного года-1 год,
■ часы обучения: вторник 14.00-16.00,
■ занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа, всего в год- 68 часов,
■ занятия проходят в школьном историко-краеведческом музее «Красная
гвоздика.
Формы организации деятельности детей на занятиях:
Индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы занятий: лекция, практическое занятие, экскурсия, урок-встреча, защита
исследовательских работ и проектов, краеведческая конференция,
презентация
творческих работ.
Планируемые результаты обучения:
обучающиеся будут знать:
■ роль краеведения и музееведения в жизни человека;
■ основные этапы развития музейного дела в России;
■ основные направления и формы работы школьного музея;
■ музейные термины;
■ правила поведения в музее, архиве;
■ методику проведения исследовательской деятельности;
■ методы сбора и обработки информации;
■ правила работы с литературой, архивными документами;
■ правила проведения интервью, особенности общения с людьми пожилого
возраста;
уметь:
■ составлять свою родословную таблицу;
■ составлять текст экскурсий;
■ вести экскурсии, сочетая рассказ с показом;
■ проводить поисковую работу;
■ составлять вопросы для проведения беседы;

■

вести запись рассказов и воспоминаний местных жителей;
■ находить необходимую информацию в архиве, библиотеке;
■ защищать проект, исследовательскую работу.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел 1. Введение.
Теория.
Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Вводный
инструктаж по технике безопасности. Краеведение как комплексный метод выявления
и изучения наследия. Современное понимание термина «музееведение». Ключевые
понятия музееведения. Роль краеведения и музееведения в познавательной
деятельности
учащихся.
Всероссийское
туристско-краеведческое
движение
обучающихся Российской Федерации «Отечество», его цели, задачи, участники,
программы.
Практика.
Игра на знакомство детей в объединении. Знакомство с журналом «Юный краевед».
Раздел 2. Музей - хранитель истории и культуры.
Теория.
Понятие об историко-культурном и природном наследии.
Цели и задачи работы музеев. История музейного дела. Основные этапы развития
музейного дела в России. Классификация музеев. Государственные и частные музеи.
Музей - заповедник, домашний музей, музей-выставка, музей-усадьба. Крупнейшие
музеи России и мира. Рекламные музейные проспекты. Культурно-образовательная
деятельность музея.
Понятие «профиль музея». Сущность и специфические особенности музеев разного
профиля. Виды и формы работы музеев.
Практика.
Изучение законов Российской Федерации «Об объектах историко-культурного
наследия», «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской
Федерации».
Творческое сочинение «Наследие, которым я дорожу».
Составление хронологии этапов развития музейного дела в России. Беседа о ведущих
музеях мира. Составление схемы культурно-образовательной деятельности музея.
Определение видов, профилей музеев.
Раздел 3. Организация школьного музея.
Теория.
Школьный музей как организационно-методический центр движения «Отечество»
в школе. Задачи собирательской работы, её связь с профилем и тематикой музея.
Сущность понятия «школьный музей», его роль в микрорайоне. Документы,
регламентирующие работу школьного музея. «Примерное положение о музее
образовательного учреждения (школьном музее)» - основной документ по организации
и деятельности школьного музея. Функции, основные направления и формы работы
школьного музея. Совет школьного музея, распределение обязанностей среди его
членов, актив музея.
Музейная азбука. Залы историко-краеведческого музея «Красная гвоздика».

Практика.
Посещение и знакомство с залами школьного историко-краеведческого музея.
Изучение документации школьного музея. Работа со словарём. Выбор членов Совета
школьного музея, распределение среди них обязанностей.
Раздел 4. Школа экскурсовода.
Теория.
Основы экскурсоведения. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная.
Объекты экскурсий. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в
школьном музее. Правила создания текста экскурсии в школьном музее. Развёрнутый
план или индивидуальный текст экскурсии. Технология проведения индивидуальной
экскурсии в школьном музее по экспозиции. Технология коллективного проведения
экскурсии в школьном музее.
Мастерство экскурсовода: речь, внешний вид, владение материалом, этика. Пути
овладения коммуникативной культурой. Аудитория школьного музея и формы работы
с ней. Этика взаимоотношений детей.
Практика.
Практические занятия по отбору краеведческого материала по теме экскурсии.
Составление текста экскурсии. Упражнения на развитие коммуникативной культуры.
Проведение различных видов экскурсий в историко-краеведческом музее.
Раздел 5. Край родной.
Теория.
Историко-культурное и природное наследие нашего края.
Что такое семья, род? Семейные предания, традиции и реликвии. Мое родословное
дерево. Семейный архив. Памятные события в истории семьи. Биографии членов
семьи, рода.
Составление родословных таблиц.
Основные этапы социального, экономического
развития
родного
края.
Историческая
летопись
края.
Основные
достопримечательности.
Практика.
Запись воспоминаний и рассказов членов семьи о событиях, связанных с историей
рода и родного края. Изыскание семейных реликвий. Описание семейных архивов и
реликвий. Составление родословных таблиц. Работа в городском архиве. Обсуждение
собранных материалов.
Ведение летописи родного края. Фотографирование
достопримечательностей села. Проведение экскурсий по населённому пункту.
Раздел 6. Поисково-исследовательская деятельность.
Теория.
Методика проведения поисково-исследовательской деятельности. Тематические
направления поисково-исследовательской работы. Компоненты исследовательской
деятельности: проблематика исследования, поле исследования, гипотеза, объект и
предмет исследования, цель и задачи исследования, методы и методики исследования,
источники.
Содержание деятельности исследователя. Интервьюирование. Особенности работы с
людьми пожилого возраста. Запись фактов биографии замечательных людей,
воспоминаний очевидцев, аудио- и видеозапись. Сбор копий документов.
Фотографирование. Обработка полученной информации.

Работа в государственных архивах. С чего начать? Правила работы в государственных
архивах. Способы фиксации необходимой архивной информации. Составление
официального запроса в государственный архив.
Практика.
Практикум по организации и проведению поисково-исследовательской
деятельности. Составление плана проведения, выбор темы исследования, постановка
проблемы, постановка гипотезы, выбор объекта и предмета исследования, постановка
цели исследования, определение задач, выбор методов познания и научного
исследования в соответствии с темой исследования на базе историко-краеведческого
музея.
Выявление и работа с литературой по теме. Подготовка и проведение интервью с
местными жителями с целью поиска нужной информации. Обработка информации.
Оформление исследовательских работ по истории, культуре, природе родного края.
Подготовка и проведение экскурсий по темам исследовательских работ.
Раздел 7. Участие в краеведческом конкурсе, олимпиаде, конференции.
Практика.
Участие в районной краеведческой конференции: очная защита исследовательской
работы с использованием компьютерной презентации. Участие в краеведческих
конкурсах, олимпиадах, фестивалях (по положениям). Выбор участия в конкретном
краеведческом мероприятии - согласно индивидуальным наклонностям и возрастным
характеристикам обучающихся.
Раздел 9. Итоговая аттестация (контроль).
Практика.
Аттестация проводится в форме защиты исследовательской работы, проведения
тематической экскурсии, рассказа музейного экспоната.
Учебно - тематический план.

№

1.1

1.2

1.3

2.1

2.2

Раздел. Тема занятия

Раздел. 1 Введение в тему занятий.
Введение в дополнительную
общеобразовательную программу.
Вводный инструктаж по ТБ.
Роль краеведения и музееведения в
познавательной деятельности
обучающихся
Всероссийское туристско-краеведческое
движение школьников «Отечество»
Раздел 2. Музей - хранитель народной
памяти.
Историко-культурное и природное
наследие. Закон РФ «Об объектах
историко-культурного наследия»
Творческое сочинение «Горжусь своей

Количество часов
Теория
Всего
Практика
часов

2

1

1

2

1

1

1

1

2

2

2

2

2.3
2.4
2.5
2.6
2.7

3.1

3.2
3.3
3.6
3.7
3.8
4.1
4.2
4.3

5.1
5.2

5.3

5.4

6.1

6.2

6.3

историей».
Изучение закона «О музеях в
Российской Федерации»
Из истории музейного дела:
возникновение первых музеев в России.
Ведущие музеи мира.
Основные виды музеев и функции
музеев.
Местные музеи: села, района, края.
Раздел 3. Организация школьного
музея.
Обзорная экскурсия школьного
историко - краеведческого музея
«Красная гвоздика».
История школьного музея.
Основные направления работы
школьного музея.
Знакомство с залами школьного
историко-краеведческого музея.
Зал №1 Этнографический зал.
Зал №2 Зал боевой славы.
Раздел 4. Школа экскурсовода
Искусство вести экскурсию. Культура
общения.
Методика проведения экскурсии.
Сочетание показа с рассказом
Практика проведения экскурсии в
музее «Красная гвоздика».
Раздел 5. Родной край.
История села Верхний Бугалыш.
Проведение экскурсии по селу
Средний Бугалыш, знакомство с
историческими памятниками села.
Краеведческая викторина по объектам
историко-культурного и природного
наследия родного края.
Семейный архив, реликвии.
Составление родословных таблиц.
Раздел 6. Поисково исследовательская
работа.
Методика и структура
исследовательской работы: основные
требования и критерии. Проблематика
исследования.
Правила проведения интервью.
Особенности работы с людьми
пожилого возраста.
Сбор информации, копий фотографий,
документов, газет.

1

1

1

1

4
2

4
1

2

3

1

1

1

1
2

1
1

1

2

1

1

1
1

1
1

2

1

1

2

1

1

2

1
3

2

1
3

1

1

2

2

3

1

2

2

1

1

3

1

2

6.4

Фотографирование людей, предметов
быта, памятников истории.

1

1

6.5

Государственные архивы, их функции.

1

1

6.6

Составление официального запроса в
государственный архив.

1

1

6.7

Работа в архиве. С чего начать?
Правила работы в госархивах.

1

1

6.8

Особенности работы со старинными
документами.

3

1
3

Раздел 7. Участие в краеведческой
конференции.
7.1

7.2

7.3
7.4
7.5

Оформление исследовательской работы
Составление текста защиты работы и
компьютерной презентации.
Итоговая аттестация: защита проекта,
реферата или исследовательской
работы.
Зачет. Проведение тематической
экскурсии в музее.
Проведение экскурсий для учащихся
начальных классов, гостей школы.
Обобщение и подведение итогов,
награждение.

4

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

68

27

41

Итоговый контроль проводится в форме:
- защиты исследовательской/проектной работы,
- зачетной работы по подготовке и проведению экскурсии,
-творческой работы по оформлению музейной экспозиции.
Как итоговый контроль засчитывается участие обучающихся на краеведческих
конкурсах, конференциях, фестивалях различного уровня.
Требования к оценке творческой работы:
Творческая работа (проект) оценивается положительно при условии, если:
- определена и четко сформулирована цель и задачи работы;
- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным
и проанализированным материалом;
- содержание работы изложено логично;
- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные
предложения;
- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения.
Форма защиты творческой работы (проекта) - очная презентация.
Критерии оценки достижения планируемых результатов:

Уровни освоения Программы
Высокий уровень освоения Программы

Результат
Учащиеся демонстрируют высокую
заинтересованность в учебной,
познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание Программы.
На итоговом занятии показывают знание
теоретического краеведческого материала,
практическое применение знаний
воплощается в качественный продукт
(творческий проект, проведение
тематической экскурсии, защита
исследовательской работы)

Средний уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют достаточную
заинтересованность в учебной,
познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание Программы.
На итоговом занятии показывают хорошее
знание теоретического материала,
практическое применение знаний
воплощается в продукт, требующий
незначительной доработки.

Низкий уровень освоения Программы

Учащиеся демонстрируют низкий уровень
заинтересованности в учебной,
познавательной и творческой деятельности,
составляющей содержание Программы.
На итоговом занятии показывают
недостаточное знание теоретического
материала, практическая работа не
соответствует требованиям.

Учебно-методическое обеспечение Программы:
дидактические материалы:
■
■
■
■
■
■
■

видео- и аудиозаписи
фотографии
образцы составления краеведческих паспортов
образцы составления родословных таблиц
краеведческие викторины
анкеты
образцы архивных документов.

технические средства:

№
п/п

Технические средства

Наличие в школе

1

Фотоаппарат

+

2

Ноутбук

+

3

Мультимедийный проектор с экраном

+

4

Аудиоколонки

+

5

Сканер

+

6

Принтер

+

7

Брошюратор

+

материальные средства:
№ п/п

Ресурсы

Наличие в школе

1.

Бумага формата А4

+

2.

Пружинки, обложки для брошюрования

+

3.

Тетради для ведения инвентарной книги,
полевого дневника

+

4.

CD-, DVD-диски

+

список литературы:
1. Багаутдинова Ф.Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. М.: ЦДЮТиК, 2012.
2. Баранова Е. Ю., Колосова С. А. Музейная азбука от А до Я. - М.: ГДМ, 2006.
3. Муллануров М.М. История Бугалыша, Казань 1986.
4. Остапец АА. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности
учащихся. - М.: ЦДЮТиК, 2014.
5. Персии А.И. Словарь юного краеведа. - М.: ФЦДЮТиК, 2014.
6. Подругина И.А., Ильичёва И.В. Проектно-исследовательская деятельность:
развитие одарённости. - М.: Московские учебники, 2012.
7. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий. - М.: Владос,
2014.
8. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания. - М.:
ФЦДЮТиК, 2005.
9. Российская музейная энциклопедия. В 2-х томах. - М.: 2012.
10. Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. - М.: 2014.
11. Туманов В. Е. Школьный музей - хранитель народной памяти. Методическое
пособие, изд. третье, дополненное. - М., 2006.
12. Юный краевед. Научно-популярный журнал для детей и юношества. Школьная
библиотека.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».