Туризм

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Туризм». Классы: 5-9
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туризм»
относится к туристско-краеведческой направленности.
В учебном плане дополнительной общеобразовательной программы МАОУ
«Бугалышская СОШ» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Туризм» в 5-9 классах выделяется 1 учебный час в неделю, т.е. 34 часа в год.
Нормативно - методические материалы
1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.
2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
3. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242)
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта
2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально­
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»
5. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ»
(Приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
6. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.).
Дата утверждения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско­
краеведческой направленности «Туризм» утверждена директором МАОУ «Бугалышская
СОШ» приказом № 28 от 09.06.2020 г.
Цель: физическое и духовное развитие личности ребёнка через подготовку к
походам и прохождение спортивных туристских маршрутов.
Задачи:
1. В области образования:
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования, доврачебной
медицинской помощи.
2. В области воспитания:
- совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;
- гуманное отношение к окружающему миру;
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае
необходимости.
3. В области физической подготовки:
- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости, координации
движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);

- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по туризму
и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.
Форма аттестации: однодневные или двухдневные походы.
Методы и формы работы: фронтальный, групповой, индивидуальный и круговой.
Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того
же задания.
Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах
разных заданий.
Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются
индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.
Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии
заданий на специально подготовленных местах («станциях»).
Для реализации Программы «Туризм» применяются методы общей педагогики, в
частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения
наглядности (наглядные методы).

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Туризм»
относится к туристско-краеведческой направленности.
Уровень освоение программы - Базовый.
Нормативно - методические материалы:
1. Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.
2. Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
3. Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242)
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта
2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально­
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»
5. Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская
СОШ» (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
6. Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.).
Воспитание молодого поколения в духе патриотизма — это первоочередная задача
современного образования. Беда нашей страны — растущее число малолетних
преступников, наркоманов, ранняя алкоголизация населения. Современный ребенок
стремится к тому, что он получает с экранов телевизоров. Он не видит и не замечает мира,
существующего за границами его «виртуального бытия». Отсюда идет и массовое
ухудшение здоровья детей — слабая физическая активность, интенсивные
информационные нагрузки, и, как итог, психические расстройства, доводящие многих до
девиантного поведения. Активизировать познавательную деятельность молодежи,
оздоровить молодое поколение как морально, так и физически — вот еще важнейшие
задачи современного образования. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном
объеме через путешествия, знакомящие с культурой, историей, природой родной страны.
Актуальность Программы заключается в том, что она становится средством
воспитания через познание окружающего мира. Одной из главных ступеней духовно­
нравственного развития ребёнка, определённых в «Национальной доктрине развития
образования до 2025 года», сказано, что духовнонравственное образование - основная
наша задача, которую необходимо решать ежедневно, ежечасно и всем миром. Туризм во
всех его формах и проявлениях способствует разностороннему развитию личности
ребенка, общему оздоровлению его организма, укреплению физических и духовных сил,
приобретению навыков самостоятельной деятельности, инициативности и коллективизма.
Новизна Программы в её ориентированности на использование методов
педагогического партнёрства с учащимися. Партнёрство в данном контексте
рассматривается как особый тип совместной деятельности педагога и учащихся,

характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и
долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за
результат совместной деятельности. Вся программа нацелена на работу с ребёнком как с
партнёром. Это позволило расширить возрастной диапазон учащихся, занимающихся по
данной Программе, так как индивидуальный подход к каждому из учащихся позволяет
выбрать для него оптимальные формы и методы совместной образовательной
деятельности.
Практическая значимость данной Программы для учащихся заключается в том, что
она помогает реализовать естественное желание детей познавать мир. Программа даёт
детям возможность познавать мир через путешествия. Туристские маршруты позволяют
им увидеть мир живой природы, почувствовать себя его частичкой. Познавательный и
эстетический эффект, получаемый детьми от путешествий не только раскрывает и
облагораживает их души, но и реализует потенциал творческой энергии, способствует
социализации учащихся, формирует метапредметные связи.
Отличительной особенностью Программы является её многоступенчатость (от
младших школьников до
старших),
соблюдение принципа постепенности,
преемственность в обучении детей разных возрастов, когда старшие ребята становятся
наставниками младших.
Программа рассчитана на длительный период реализации - 2 года. По ней можно
вести обучение детей с 8-9 лет (3-4 класс) до 15-16 лет (8-9 класс). Целесообразность
такого обучения доказана практикой работы по данной Программе в течение последних
трех лет, результатами и достижениями учащихся.
Зачисление детей в объединение для обучения по данной Программе проводится
на добровольной основе, но так как туризм относится к области физической культуры и
спорта, то по правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 при зачислении учитывается
отсутствие противопоказаний к занятию этим видом спорта .
Цель программы: физическое и духовное развитие личности ребёнка через
подготовку к походам и прохождение спортивных туристских маршрутов.
Задачи:
1. В области образования:
- приобретение умений и навыков в работе с картой, компасом;
- приобретение специальных знаний по вопросам туризма и ориентирования,
доврачебной медицинской помощи.
2. В области воспитания:
- совершенствование духовных и физических потребностей;
- формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;
- гуманное отношение к окружающему миру;
- умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае
необходимости.
3. В области физической подготовки:
- физическое совершенствование подростков (развитие силы, выносливости,
координации движений в соответствии с их возрастными и физическими возможностями);
- выполнение в течение учебного года соответствующих спортивных разрядов по
туризму и ориентированию, участие в туристических слётах, соревнованиях и походах.

Категория учащихся: С учётом возрастной периодизации для занятий
зачисляются учащиеся с 5-го по 9-й классы. Можно начинать заниматься с любого
возраста предложенных классов. Зачисляются все желающие, не имеющие медицинских
противопоказаний.
Срок реализации программы: Программа рассчитана на два года обучения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. (34 часа в год). Итого: 68 часов за два года обучения.
При реализации программы используются фронтальный, групповой, индивидуальный и
круговой метод работы.
Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того
же задания.
Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах
разных заданий.
Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся предлагаются
индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.
Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии
заданий на специально подготовленных местах («станциях»).
Для реализации Программы «Туризм» применяются методы общей педагогики, в
частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения
наглядности (наглядные методы).
Учебное (тематическое) планирование программы.
Учебный (тематический) план I года обучения
№
п/п Наименование разделов и тем

Количество часов
Всего Тео Прак
часов рия тика
2
2

1.

Введение

2.

Ориентирование на местности

8

2.1

4

2

2

2.2

Понятие о карте. Условные знаки
топографических карт. Масштаб и его виды
Компас. Азимуты - прямой и обратный.
Определение
азимута.
Способы
ориентирования по местным признакам.

4

2

2

3.

Техника пешеходного туризма

6

3.1

Основные приемы страховки. Узлы.
Основные и вспомогательные веревки.
Карабины.
Правила
прохождения
технических этапов туристской полосы
препятствий.

3

1

2

3

1

2

Материально - техническая база похода
Личное
снаряжение.
Групповое
снаряжение.
Костровое
оборудование.
Техника безопасности с примусом.

6
1

2

3.2
4.
4.1

3

Формы контроля

Организация питания в походах разной
продолжительности.
4.2.
Правила приготовления походных блюд.
5.

Основы медицинской подготовки часов

Общие гигиенические требования в походе.
5.1. Требования к одежде и обуви.
Питьевой режим. Обеззараживание воды.
Виды повязок. Вывихи. Раны и ссадины.
5.2. Переломы. Укусы змеи и насекомых.
6.

Подготовка похода

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

34

14

20

6

6

Разработка маршрута, составление плана
6.1. похода, сметы расходов. Подбор личного и
группового снаряжения.
Значение дисциплины в походе. Расчет
6.2. питания, подбор и закупка продуктов.
Итого:

Учебное (тематическое) планирование программы.
Учебный (тематический) план II года обучения
№
п/п Наименование разделов и тем
1.

Введение

Количество часов
Всего Тео Прак
часов рия тика
2

Формы контроля

1.1. Инструктаж по ТБ. Выполнение отчета о
летнем походе. Условия участия в походах,
общие вопросы (показ видеофильма о
летнем походе). Определение перспектив
работы.

2

2.

Ориентирование на местности

6

2.1

Командное и индивидуальное прохождение
контрольно - туристического маршрута ориентирование по легенде.
Ориентирование по обозначенному на карте
маршруту. Комбинированное
ориентирование по выбору.
Повторение упражнений первого года
обучения.
Зарисовка
новых
топографических
знаков.
Задачи
на
вычисление пройденного пути по времени и
скорости движения на разных участках

3

1

2

Наблюдение

3

1

2

Практические занятия

2.2

2

3.

местности (по карте).
Техника пешеходного туризма

8

3.1. Вязание узлов. Способы и правила
страховки.
Способы
и
правила
самостраховки
3.2. Вязание узлов на время. Надевание
страховочной системы на время.
Отработка элементов пешего туризма:
движение по параллельным веревкам.
Преодоление водных преград: навесная
переправа, переправа по бревну с перилами.
Прохождение
туристической
полосы
препятствий на скорость и качество.

4

1

3

4

1

3

4.
Специальная подготовка
4.1. Функции
штурмана
(характеристика
местности по карте, определение крутизны
склона по карте и на местности). Функции
медика (возможные травмы и способы
оказания первой помощи, состав аптечки).
Функции коменданта лагеря (гигиена и
психология группы, утилизация отходов).
Функции снаряженца (выбор оптимального
снаряжения
для
похода
разнопродолжительности, хранение на базе
и в походе). Функции завхоза (составление
раскладки
продуктов,
сохранность
продуктов
в
походе,
приготовление
разнообразной пищи, баланс веса на весь
маршрут).
Функции
командира
(обеспечение координации деятельности
всех должностных лиц на всех этапах
похода).

18
9

3

6

4.2. Фотосъемка в походе и на практических
занятиях.
Транспортировка
условно
пострадавшего.
Оказание
первой
доврачебной
помощи.
Ремнабор,
его
освоение.
Разработка
походов
разной
продолжительности. Отчеты о походах,
выпуск стенгазет, оформление уголка.

9

3

6

34

12

22

Итого:

Содержание первого года обучения:
Введение (2 часа).
Теория. Беседы о туризме и о работе учебной группы, о значении туризма для человека.
Условия участия в походах, общие вопросы организации, рассказы о интересных походах
и путешествиях (показ видеофильма). Инструктаж по ТБ.
Ориентирование на местности (8 часов).
Теория. Понятие о карте. Условные знаки топографических карт. Масштаб и его виды.
Особенности изображения местности на картах спортивного ориентирования.
Компас. Азимуты - прямой и обратный. Определение азимута. Способы ориентирования
по местным признакам.
Практика. Чтение и изображение топознаков. Расчет расстояний по карте с помощью
линейки, нитки. Определение азимута. Разработка похода. Движение по азимуту.
Измерение расстояния «на глаз» и шагами.
3. Техника пешеходного туризма (6 часов).
Теория. Основные приемы страховки. Узлы. Основные и вспомогательные веревки.
Карабины. Правила прохождения технических этапов туристской полосы препятствий.
Практика. Вязание узлов на время. Надевание страховочной системы на время.
Отработка элементов пешего туризма: движение по параллельным веревкам, преодоление
водных преград: навесная переправа, переправа по бревну с перилами. Прохождение
туристической полосы препятствий.
4. Материально - техническая база похода (6 часов).
Теория. Личное снаряжение. Групповое снаряжение. Костровое оборудование. Техника
безопасности с примусом. Организация питания в походах разной продолжительности.
Правила приготовления походных блюд.
Практика. Составление меню и раскладка продуктов для похода. Распределение веса на
маршрут.
5. Основы медицинской подготовки (6 часов).
Теория. Общие гигиенические требования в походе. Требования к одежде и обуви.
Питьевой режим. Обеззараживание воды. Виды повязок. Вывихи. Раны и ссадины.
Переломы. Укусы змеи и насекомых.
Практика. Наложение повязки на рану. Иммобилизация конечностей при переломе.
Остановка кровотечения с помощью жгута.
6. Подготовка похода (6 часов).
Теория. Разработка маршрута, составление плана похода, сметы расходов. Подбор
личного и группового снаряжения. Значение дисциплины в походе. Расчет питания,
подбор и закупка продуктов.
Практика. Подготовка группового и специального снаряжения, расфасовка и раскладка
продуктов. Укладка рюкзаков.
Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходу в поход.
Содержание второго года обучения:
Введение (2 часа).
Теория. Инструктаж по ТБ. Выполнение отчета о летнем походе. Условия участия в
походах, общие вопросы (показ видеофильма о летнем походе). Определение перспектив
работы.
Ориентирование на местности (6 часов).
Теория. Командное и индивидуальное прохождение контрольно - туристического
маршрута - ориентирование по легенде. Ориентирование по обозначенному на карте
маршруту. Комбинированное ориентирование по выбору.

Практика. Повторение упражнений первого года обучения. Зарисовка новых
топографических знаков. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости
движения на разных участках местности (по карте).
3. Техника пешеходного туризма (8часов).
Теория. Вязание узлов. Способы и правила страховки. Способы и правила самостраховки.
Практика. Вязание узлов на время. Надевание страховочной системы на время.
Отработка элементов пешего туризма: движение по параллельным веревкам. Преодоление
водных преград: навесная переправа, переправа по бревну с перилами. Прохождение
туристической полосы препятствий на скорость и качество.
4. Специальная подготовка (12 часов).
Теория. Функции штурмана ( характеристика местности по карте, определение крутизны
склона по карте и на местности). Функции медика (возможные травмы и способы
оказания первой помощи, состав аптечки).
Функции коменданта лагеря (гигиена и психология группы, утилизация отходов).
Функции
снаряженца
(выбор
оптимального
снаряжения
для
похода
разнопродолжительности, хранение на базе и в походе). Функции завхоза (составление
раскладки продуктов, сохранность продуктов в походе, приготовление разнообразной
пищи, баланс веса на весь маршрут). Функции командира (обеспечение координации
деятельности всех должностных лиц на всех этапах похода).
Практика. Фотосъемка в походе и на практических занятиях. Транспортировка условно
пострадавшего. Оказание первой доврачебной помощи. Ремнабор, его освоение.
Разработка походов разной продолжительности. Отчеты о походах, выпуск стенгазет,
оформление уголка.
Формы и содержание итоговой аттестации:
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение
комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в соревнованиях,
походах, туристических слётах, экологических акциях.
Косвенными критериями служат: создание стабильного коллектива кружка,
заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства
ответственности и товарищества, воспитание физически здоровых, нравственно
мыслящих и образованных патриотов страны.
В конце обучения подросток сможет осознанно выбрать подходящую
специализацию и, используя широкий комплекс полученных знаний и навыков,
продолжить своё развитие в специальных образовательных учреждениях по
определённому профилю.
Прием контрольных нормативов:
Проверка теоретических знаний и практических навыков в части выполнения
технических приёмов в соответствии с регламентом.
Практика (в помещении).
Сдача нормативов по ОФП. Определение степени подготовленности (спортивной
формы) учащихся к участию в туристском категорийном походе, соревнованиях по
спортивному туризму.
Практика (на местности).
Выполнение контрольных нормативов по ориентированию на местности,
специальной туристской подготовке.
Участие в районных соревнованиях по туризму.

Учебно-методическое и организационное обеспечение:
1. учебно-методические медиа -и- видеопособия;
2. папка методических материалов;
3. комплект обучающих таблиц-плакатов;
Материально-технические условия реализации программы:
1. Медицинская аптечка;
2. Палатки туристские;
3. Рюкзаки туристские;
4. Коврики туристские;
5. Компасы;
6. Топографические и спортивные карты местности;
7. Веревки, страховочные обвязки, страховочные карабины;
Кадровое
обеспечение
дополнительного образования.

Программы:

программу

реализует

педагог

Список литературы:
1. Козлова Ю.В. Ярошенко В.В. В поход с классом. М.: «ТЦ Сфера», 2004, 96 с
2. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Туризм и
краеведение» (сост. В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн.). М. , 1982, 2001.
3. Первая помощь в экстремальных ситуациях. М., МВД России, 2000
4. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности».
М., ВЛАДОС, 2000.
5. Туристская игротека, под ред. Константинова Ю.С. М., ВЛАДОС, 2000.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».