Умелые ручки

Аннотация к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Умелые ручки». Классы: 2-6
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»
относится к художественной направленности.
В учебном плане дополнительной общеобразовательной
программы
МАОУ
«Бугалышская СОШ» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Умелые ручки» в 2-6 классах выделяется 2 учебных часа в неделю, т.е. 68 часов в год.
Нормативно - методические материалы:
1.
Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.
2.
Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
3.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242)
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта
2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально­
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»
5.
Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ»
(Приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
6.
Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.).
Дата утверждения.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
художественной
направленности «Умелые ручки» утверждена директором МАОУ «Бугалышская СОШ»
приказом № 28 от 09.06.2020 г.
Цель: обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности
учащихся.
Задачи:
Образовательные:
расширить кругозор, познакомить с историей вязания;
обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
познакомить с основными условным обозначениями;
обучить свободному пользованию схемами из журналов;
научить четко выполнять основные приемы вязания;
научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;
Воспитательные:
привить интерес к данному виду творчества;
воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести
дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к
используемым материалам;
развить эстетическое восприятие мира, художественный вкус;
привить основы культуры труда.
Развивающие:
развить образное мышление;

развить внимание;
мелкую (малую) мускулатуру рук;
выявить и развить природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;
развить фантазию;
выработать эстетический и художественный вкус.
совершенствовать навыки общения.
Форма аттестации: презентация творческой работы (проекта).
Методы и формы работы: групповые и индивидуальные, занятие-объяснение,
практическое занятие, презентации, творческая мастерская, мастер-класс, творческие отчеты,
выполнение самостоятельной работы, выставки, конкурсы.

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки»
относится к художественной направленности.
Уровень освоения программы базовый.
Нормативно - методические материалы:
1.
Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г.
2.
Приложение к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
3.
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242)
4.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта
2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально­
психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»
5.
Дополнительная общеобразовательная программа МАОУ «Бугалышская СОШ»
(Приказ № 28 от 09.06.2020 г.)
6.
Учебный план дополнительного образования (Приказ № 28 от 09.06.2020 г.).
Период детства в целом характеризуется проявлением таланта, желанием попробовать
свои силы в разных видах деятельности. В.А. Сухомлинский считал: «В кончиках детских
пальцев заложены истоки их творческих способностей и дарований, ребенок тем умнее, чем
больше мастерства в детской руке». Одним из видов такой деятельности является вязание
крючком. Вязание постоянно развивается и видоизменяется. Умея владеть данным видом
деятельности можно изготовить множество прекрасных вещей, полезных и необходимых в
повседневной жизни, так как клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе не
ограниченные возможности для творчества. Подбор пряжи, выбор узора, фасона, создание
изделия - занятие увлекательное и очень полезное в повседневной жизни. Поэтому, каждому
умеющему вязать есть чему поучиться.
Актуальность программы заключается в том, чтобы каждый обучающийся смог пройти
«путь творца», от художественного восприятия действительности, рождения художественного
замысла, поиска средств и пути его воплощения к созданию художественного образа в
материале, самооценке и оценке результатов другими людьми. Практическая значимость
программы обусловлена тем, что дети могут применить полученные знания и опыт для
изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко Дню рождения,
к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты.
Цель: обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности
учащихся.
Задачи:
Образовательные:
расширить кругозор, познакомить с историей вязания;
обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
познакомить с основными условным обозначениями;
обучить свободному пользованию схемами из журналов;
научить четко выполнять основные приемы вязания;
научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;

Воспитательные:
привить интерес к данному виду творчества;
воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести
дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к
используемым материалам;
развить эстетическое восприятие мира, художественный вкус;
привить основы культуры труда.
Развивающие:
развить образное мышление;
развить внимание;
мелкую (малую) мускулатуру рук;
выявить и развить природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка;
развить фантазию;
выработать эстетический и художественный вкус.
совершенствовать навыки общения.
Срок реализации Программы - 2 года (68 часов в год).
При реализации программы используется индивидуальная, групповая форма работы.
Основные формы работы: занятие-объяснение, практические работы с индивидуальным
консультированием обучающихся, выполнение самостоятельной работы, презентации,
творческая мастерская, мастер-класс.
Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав - 15 человек.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа в неделю, время занятий включает
по 45 минут учебного времени 10 минут обязательного перерыва.
Форма аттестации: презентация творческой работы (проекта).
Планируемые результаты освоения кружка «Умелые ручки»:
По окончанию первого года учащиеся будут:
Знать:
1.
Историю вязания;
2.
Правила поведения, правила техники безопасности;
3.
Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;
4.
Условные обозначения, понятие «раппорт»;
5.
Основные приемы основные приемы вязания.
Уметь:
1.
Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при
работе с крючком, ножницами;
2.
Правильно пользоваться крючком, ножницами;
3.
Правильно читать условные обозначения;
4.
Подбирать материалы для вязания;
5.
Выполнять основные узоры;
6.
Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами,
составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту;
7.
Вязать круг, многоугольник, кружева из отдельных мотивов.
По окончанию второго года учащиеся будут:
Знать:
1. Основные правила и приемы вязания крючком.
2. Правила вязания элементарных изделий, полотна.
3. Технологию вязания цветов, цветочных композиций, спирали.
4. Порядок и расчет петель вязания изделий.
Уметь:

1.
Выполнять работы самостоятельно, используя знания, умения, навыки
полученные на занятиях.
2.
Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать помощь друг другу, проявлять
самостоятельность.
3.
Вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию.
4.
Вязать элементарные изделия, полотно, цветы, цветочные композиции, спирали.
5.
Творчески подходить к выполнению работы.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Умелые ручки» первого года обучения.
Раздел 1. «Вводное занятие» (8 ч.)
Теория. Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей
вязания крючком, основными правилами вязания крючком, особенностями выбора крючка и
пряжи.
Раздел 2. «Основные приемы вязания крючком» (42ч.)
Теория. Условные обозначения. Понятие «раппорт». Правила чтения схем. Понятия
«цепочка из воздушных петель», Полустолбик без накида, столбик без накида, полустолбик с
накидом, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с тремя накидами, узоры на
основе столбиков и воздушных петель, ракушка, ракушка на ножке, пучок из двух
недовязанных столбиков с накидами, узоры на основе «ракушки» и «короны», витой столбик,
пышный столбик, узоры, связанные пышными столбиками, рельефные столбики, узоры на
основе рельефных столбиков, вытянутые петли, узоры с вытянутыми петлями, узоры,
связанные с возвращением в предыдущие ряды, перемещенные столбики
Практика., Обучение основным приемам вязания крючком. Обучение вязанию узоров на
основе столбиков и воздушных петель, узоров на основе «ракушки», узоров, связанных с
возвращением в предыдущие ряды, узоров, связанных пышными столбиками, узоров с
перемещенными и крестообразными столбиками, узоров на основе рельефных столбиков,
узоров с вытянутыми петлями.
Раздел 3. «Вязание кружев» (18 ч.)
Теория. Ознакомление со способами прибавления и убавления петель, особенностями
вязания круга и многоугольников, особенностями вязания кружев из отдельных мотивов.
Практика. Обучение вязанию круга, многоугольников, кружев из отдельных мотивов;
вязание салфетки; вязание прихватки; оформление выставки работ учащихся.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Умелые ручки» второго года обучения.
Раздел 1. Вводное занятие. (4 ч.)
Теория. Знакомство с планом
работы кружка, техникой безопасности. Беседа
«Художественные возможности вязания крючком». Интересные факты о вязании крючком,
история возникновения данного вида рукодельного творчества.
Раздел 2. Чтение схем. (4 ч.)
Теория. Основные правила чтения графических схем. Понятие «раппотр». Условные
обозначения в схемах вязаных изделий.
Практика. Рассмотрение схем Основные правила чтения словесных описаний.
РазделЗ. Основные приёмы вязания. (24 ч.)
Теория. Выбор крючка и пряжи. Основные правила вязания крючком. Цвет. Правила
сочетания цветов и смена цвета.Образование первой петли. Цепочка из воздушных петель.
Столбик без накида, поворотные ряды. Понятие «петля подъема». Столбик с накидом. Столбик
с двумя накидами. Столбик с тремя накидами. Вязание в две нити. Прибавки и убавки.
Практика. Обучение основным приемам вязания крючком. Применение на практике.
Раздел 4.Элементарные изделия вязаные крючком. (12ч.)
Теория. Правила вязания элементарных изделий. Подбор необходимых материалов,
начало работы.

Практика. Вязание подстаканника. Вязание закладки для книги. Оформление и
декорирование готовых изделий.
Раздел 5.Вязание полотна. (24 ч.)
Теория. Понятия «Вязание цветка, вязание бутона», «Вязание круга», «Спираль». Сборка
и декорирование. Смена цвета нити при вязании круга.
Практика. Вязание цветка, бутона. Вязание подставки под горячее. Вязание малого
круга первым цветом. Оформление и декорирование подставки под горячее. Вязание спирали.
Вязание осьминожки. Вязание туловища с момента убавления петель. Соединение элементов.
Оформление и декорирование готовой осьминожки.

№

1.
2
3
4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

Учебный (тематический) план 1-го года обучения
Формы аттестации,
Наименование раздела, темы
Количество часов
контроля
всего теория практика
Вводное занятие
2
2
Знакомство с планом работы кружка.
Техника безопасности.
2
2
Знакомство с планом работы кружка
История вязания крючком
2
2
2
1
1
Выбор крючка и пряжи. Основные
правила вязания крючком
Основные приемы вязания крючком
2
1
1
Образование первой петли. Цепочка
из воздушных петель.
Полустолбик без накида
2
1
1
2
1
1
Столбик без накида
Полустолбик с накидом
2
1
1
Столбик с накидом.
2
1
1
Столбик с двумя накидами. Столбик
2
1
1
с тремя накидами.
2
1
1
Условные обозначения. Понятие
«раппорт». Правила чтения схем.
Узоры на основе столбиков и
2
1
1
воздушных петель
2
1
1
Ракушка. Ракушка на ножке
Пучок
из
двух
недовязанных
2
1
1
столбиков с накидами.
Узоры на основе «ракушки» и
2
1
1
«короны»
Витой столбик
2
1
1
Пышный столбик.
2
1
1
Узоры, связанные пышными
2
1
1
столбиками.
2
1
1
Рельефные столбики
Узоры на основе рельефных
2
1
1
столбиков
2
1
1
Вытянутые петли
Узоры с вытянутыми петлями
2
1
1
Узоры, связанные с возвращением в
2
1
1
предыдущие ряды.
2
1
1
Перемещенные столбики
2
1
1
Итоговое
занятие
по
разделу.
Выставка.
Контроль знаний.

Вязание кружев
Способы прибавления и убавления
2
1
петель.
27
2
1
Вязание круга.
28
Квадрат, связанный от середины
2
1
29
Квадрат, связанный от угла
2
1
30
Кружева из отдельных мотивов.
2
1
31
Правила выполнения мотивов и
2
1
способы их соединения.
32
2
1
Вязание салфетки
33
Вязание прихватки
2
1
34
2
Итоговое
занятие.
Презентация
творческой работы.
68
36
ИТОГО:
26

№

1
2

3

4

5
6
7
8
9
10
11.
12
13
14
15
16
16
17
18

1
1
1
1
1
1
1
1
2
32

Учебный (тематический) план 2-го года обучения
Наименование раздела, темы
Количество часов
практ.
всего
теор.
Вводное занятие
2
2
Знакомство с планом работы кружка.
Техника безопасности.
История вязания крючком
2
2

Основные
правила
графических
схем.
«раппорт».
Условные обозначения
вязаных изделий.

Чтение схем.
2
1
чтения
Понятие
в

схемах

2

Основные приёмы
2
Выбор крючка и пряжи.
2
Основные правила вязания крючком.
Цвет. Правила сочетания цветов.
2
2
Образование первой петли. Цепочка
из воздушных петель.
2
Столбик без накида. Поворотные
ряды.
2
Понятие
«петля
подъема».
Применение на практике.
Столбик с накидом.
2
Столбик с двумя накидами
2
Столбик с тремя накидами.
2
2
Вязание в две нити. Смена цвета.
Прибавки.
2
Убавки
2
Убавки.
2

1
вязания
1
1
1
1

Защита проекта.

1

1

1
1
1
1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1

Элементарные изделия вязаные крючком.
Подстаканник. Подбор необходимых
2
1
1
материалов. Начало работы.
Подстаканник. Продолжение вязания
2
2

Формы аттестации,
контроля

квадрата.
Подстаканник.
Оформление
и
2
декорирование готовой работы.
20
2
1
Закладка.
Подбор
необходимых
материалов. Начало работы.
21
2
Закладка. Продолжение вязания.
22
2
Закладка.
Оформление
и
декорирование готовой работы.
Вязание полотна.
23
2
1
Цветок. Вязание бутона.
24
2
1
Цветок. Вязание листка.
25
2
Цветок. Сборка и декорирование.
26
2
1
Вязание подставки под горячее.
Вязание малого круга первым цветом.
27
2
Вязание подставки под горячее.
Вязание большого круга вторым
цветом.
28
2
Вязание подставки под горячее.
Оформление
и
декорирование
подставки под горячее.
29
2
1
Вязание спирали.
30
Вязание осьминожки.
2
Вязание туловища до момента
убавления петель.
31
Вязание осьминожки.
2
Вязание туловища с момента начала
убавления петель.
32
Вязание осьминожки.
2
Вязание спиралек.
33
2
Соединение элементов. Оформление
и
декорирование
готовой
осьминожки.
34
2
Итоговое
занятие.
Презентация
творческой работы.
68
24
ИТОГО:
19

2
1
2
2

Выставка

1
1
2
1
2

2

1
2

2

2
2

2
44

Защита проекта.

Формы и содержание итоговой аттестации: презентация творческой работы (проекта).
Требование к оценке творческой работы (проекта).
Творческая работа (проект) оценивается положительно при условии, если:
- определена и четко сформулирована цель работы;
- характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом, подобранным и
проанализированным материалом;
- содержание работы изложено логично;
- прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются собственные
предложения;
- сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения.
Критерий оценки достижения планируемых результатов:
Уровни освоения Программы Результат
Высокий уровень освоения
Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в
Программы
познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание Программы. На презентации творческой работы
(проекта)
показывают отличное знание теоретического
материала, практическое применение знаний воплощается в
качественный продукт.
Средний уровень освоения
Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в
Программы
познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание Программы. На презентации творческой работы
(проекта) показывают хорошее знание теоретического
материала, практическое применение знаний воплощается в
продукт, требующий незначительной доработки.
Низкий уровень освоения Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности
Программы
в познавательной и творческой деятельности, составляющей
содержание Программы. На презентации творческой работы
показывают недостаточное знание теоретического материала,
практическая работа не соответствует требованиям.
Учебно-методическое и организационное обеспечение:
1.
Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей).
2.
Методическое обеспечение (методическая литература, таблицы с образцами
узоров вязания, показом приемов техники вязания, фотографии и рисунки моделей, изделия,
выполненные в натуральную величину).
3.
Правила техники безопасности при работе с крючком, спицами, швейными
иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.
Материально-технические условия реализации программы:
1.
Пряжа, нитки, крючки, ножницы, швейные иголки, фломастеры.
Кадровое обеспечение Программы: программу реализует педагог дополнительного
образования.

Список литературы для педагога:
1.
Боброва Т.А. «Вяжем крючком». [Текст]: Изд. 2-е Ростов на Дону «Феникс»
2006г. - 221 стр.
2.
Ращупкина С.Ю. «Оригинальные идеи для вязания крючком». [Текст]: М.:РИПОЛ
классик 2010г. - 256 стр.
3.
Терешкович Т.А. «Школа вязания крючком» [Текст]: Изд. «Полымя» 1995. - 315
с.
4.
Шевченко Н.С. «Волшебный крючок» [Текст]: Ростов на Дону «Феникс» 2003г. 128 стр.
Список литературы для обучающихся:
1.
Бриттен С. «Украшения и аксессуары, выполненные крючком» [Текст]: ЗАО
Издательская группа «Контент» г. Москва 2007 - 112 стр.
2.
Диченскова А.М. «Забавные вязаные игрушки». [Текст]: Изд. 2-е Ростов на Дону:
«Феникс» 2006г. - 220 стр.
3.
Грузинцева О. «Амигуруми - вязаные игрушки» [Текст]: Москва «АСТ - ПРЕСС»
2013г. - 87 стр.
4.
Забелина С. «Забавные прихватки» [Текст]: М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014-64с.:
ил.
5.
Ковпак Н., Черноморская О. «Вязаные цветы» [Текст]: Изд. «Культура и
традиции» 2010 - 71 стр.
6.
Тимаер А. «Нарядные прихватки» [Текст]: Москва: «Мой мир» 2005 - 78 стр.
7.
Хсмбах Е. «Вязаные цветы» [Текст]: Москва: «Мой мир» 2008г. - 48 стр.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».