Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
В результате изучения русского языка ученик должензнать/понимать:
•
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
•
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая
норма, культура речи;
•
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
•
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные
нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в
социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
•
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения
поставленных коммуникативных задач;
• анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности их употребления;
•
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
аудирование и чтение:
•
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно
реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
•
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо:
•
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
•
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного
русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
• соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том
числе при обсуждении дискуссионных проблем;
• использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного
текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
•
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой
деятельности;
•
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью;
•
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому
взаимодействию,
межличностному
и
межкультурному
общению,
сотрудничеству;
•
самообразования и активного участия в производственной, культурной и
общественной жизни государства;
•
понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.
Развитие навыков монологической и диалогической речи.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и
характера текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально
смысловых типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой,
публицистический стили, разговорная речь, язык
художественной литературы. Их особенности.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание
доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных
жанров (расписки, доверенности, резюме).
Культура публичной речи.
Культура разговорной речи.
Содержание, обеспечивающее
(языковедческой) компетенций
формирование
языковой
и
лингвистической
Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие,
народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике.
Литературный язык и язык художественной литературы.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Синонимия в системе русского языка.
Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других
народов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур.
Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения.
Тематическое планирование 10 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Тема урока
Русский язык в современном мире - в международном и
межнациональном общении.
Функции русского языка как государственного.
Русский язык в кругу языков народов России
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском
языке материальной и духовной культуры русского и
других народов. Взаимообогащение языков как результат
взаимодействия национальных культур.
Входная контрольная работа.
Формы существования русского национального языка
(литературный язык, просторечие, народные говоры,
профессиональные
разновидности,
жаргон,
арго).Литературный язык и язык художественной
литературы.
Соблюдение норм речевого поведения в различных
сферах общения. Основные требования к речи. Основные
аспекты культуры речи
Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой
практике. Языковая норма и её особенности. Основные
виды языковых норм.
Обобщающее
повторение
фонетики,
орфоэпии,
орфографии. Фонетический разбор слова.
Выразительные средства русской фонетики.
Орфоэпия. Роль орфоэпии в устном общении. Основные
нормы современного литературного произношения и
ударения.
Нормы ударения в современном русском языке.
Особенности русского словесного ударения. Роль
ударения в стихотворной речи.
Работа с текстом. Элементы лингвистического анализа.
Произносительные
нормы.
Допустимые
варианты
произношения и ударения.
Синонимия в системе русского языка. Лексика.
Лексические нормы. Изобразительные возможности
синонимов, антонимов, паронимов, омонимов.
Русская лексика с точки зрения её употребления:
диалектизмы,
специальная
лексика,
арготизмы.
Употребление слова в строгом соответствии с его
лексическим значением
Русская фразеология. Происхождение фразеологизмов,
стилистическая окраска, Соблюдение норм литературного
языка.
Культура разговорной речи.
Контрольная работа за 1 полугодие
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Примечание
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Морфема как часть слова, многозначность морфем.
Морфемная
синонимия
и
антонимия.
Словообразовательные средства выразительности.
Совершенствование
орфографических
и
пунктуационных умений и навыков.
Морфология и орфография.
1
Обобщающее повторение частей речи: их грамматическое
значение,
грамматические
формы,
синтаксические
функции.
Использование различных видов чтения в зависимости
от коммуникативной задачи и характера
текста.
Информационная переработка текста
Грамматические нормы. Нормативное употребление форм
слова.
1
Морфологический разбор знаменательных и служебных
частей речи
Контрольная работа по разделу «Морфология и
орфография»
Речевое общение. Сферы и ситуации речевого общения.
Виды речевого общения. Речевая ситуация и ее
компоненты.
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных разновидностей языка.Текст и его
место в системе языка и речи. Текст и его строение.
Совершенствование умений и навыков создания
текстов разных функционально-смысловых типов,
стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили,
разговорная речь, язык художественной литературы.
Их особенности. Функциональные стили речи.
Подготовка к контрольному сочинению на основе
исходного текста.
Написание контрольного сочинения на основе исходного
текста.
Чтение и информационная переработка текстов
разных типов, стилей и жанров.
Культура учебно-научного и делового
общения(
устная и письменная формы). Научный стиль.
1
Назначение, стилевые признаки и разновидности
научного стиля. Основные жанры научного стиля:
доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, тезисы,
конспект, реферата.
Лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности научного стиля. Создание текста научного
стиля.
Итоговая контрольная работа.
Оценка коммуникативных качеств и эффективности
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
35
речи.
Обобщение и систематизация знаний.
1
Тематическое планирование 11 класс
№
п/п
Тема урока
Речевое общение
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Кол-во
часов
1
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты
речевой ситуации.
Официально-деловой стиль речи
1
Официально-деловой стиль, сферы его использования,
назначение. Основные признаки официально-делового
стиля:
точность,
неличный
характер,
стандартизированность,
стереотипность
построения
текстов и их предписывающий характер.
Лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности делового стиля.
Составление деловых документов различных жанров.
Основные жанры официально-делового стиля: заявление,
доверенность, расписка.
Составление деловых документов различных жанров.
Основные жанры официально-делового стиля: объявление,
деловое письмо, резюме, автобиография.
КР Входная контрольная работа.
1
1
1
1
1
1
Публицистический стиль речи
1
Особенности публицистического стиля.
Лексические,
морфологические, синтаксические
особенности
публицистического стиля.
Средства
эмоциональной
выразительности
в
публицистическом стиле.
Жанры
публицистики.
Очерк
(путевой,
портретный, проблемный), эссе.
Развитие навыков монологической и диалогической
речи. Жанры публицистики. Устное выступление. Доклад.
Культура учебно-научного и делового общения (устная
и письменная формы).
Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии,
с требованиями к ее участникам.
Культура публичной речи.
Использование учащимися средств публицистического
стиля в собственной речи.
1
1
1
1
1
1
Примечание
13
14
15
Дифференцированная работа над одним из четырех
жанров:
путевым
очерком,
портретным
очерком,
проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с
использованием материалов учебника).
Совершенствование умений и навыков создания
текстов разных функционально-смысловых типов,
стилей и жанров.
Практическая работа по теме.
КР Контрольная работа за первое учебное полугодие.
1
Разговорная речь
1
16
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.
Основные признаки разговорной речи: неофициальность,
экспрессивность, неподготовленность, автоматизм,
обыденность содержания, преимущественно диалогическая
форма.
17
Фонетические,
интонационные,
лексические,
морфологические,
синтаксические
особенности
разговорной речи.
Культура разговорной речи. Особенности речевого
этикета
в
официально-деловой,
научной
и
публицистической сферах общения.
Язык художественной литературы
18
19
20
21
22
23
24
25
Литературный
язык
и
язык
художественной
литературы. Общая характеристика художественного
стиля (языка художественной литературы): образность,
широкое использование изобразительно-выразительных
средств, использование языковых средств других стилей,
выражение в нем эстетической функции национального
языка.
Язык как первоэлемент художественной литературы, один
из основных элементов структуры художественного
произведения. Языковая личность автора в произведении.
Подтекст.
Источники богатства и выразительности русской речи.
Изобразительно-выразительные
возможности
морфологических форм и синтаксических конструкций.
Стилистические функции порядка слов.
Основные виды тропов, их использование мастерами
художественного слова.
Стилистические фигуры, основанные на возможностях
русского синтаксиса.
Анализ художественно-языковой формы произведений
русской классической и современной литературы, развитие
на этой основе восприимчивости художественной формы,
образных средств, эмоционального и эстетического
содержания произведения.
Информационная переработка текста.
Контрольная работа: анализ фрагмента художественного
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
текста или анализ текста лирического произведения.
Пробный ЕГЭ
Лингвистический
анализ
текстов
различных
функциональных разновидностей языка.
Совершенствование умений и навыков создания
текстов разных функционально-смысловых типов,
стилей, жанров.
Сочинение-рассуждение.
Требования
к
сочинениюрассуждению. Создание собственного текста сочинениярассуждения.
Создание собственного текста сочинения-рассуждения.
1
1
1
1
1
Общие сведения о языке
1
Словари
русского
языка
и
лингвистические
справочники; их использование. Язык как система.
Основные уровни языка.
Роль мастеров художественного слова в становлении,
развитии
и
совершенствовании
языковых
норм.
Выдающиеся ученые-русисты.
Отражение в русском языке материальной и духовной
культуры русского и других народов.
Взаимообогащение
языков
как
результат
взаимодействия национальных культур.
1
1
1
1