Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» В результате изучения русского языка ученик должензнать/понимать: • связь языка и истории, культуры русского и других народов; • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения; уметь: • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; аудирование и чтение: • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи; • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; говорение и письмо: • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры; • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности; • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства; • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. Содержание учебного предмета «Русский язык» Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Оценка коммуникативных качеств и эффективности речи. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально смысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Содержание, обеспечивающее (языковедческой) компетенций формирование языковой и лингвистической Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго). Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения. Тематическое планирование 10 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема урока Русский язык в современном мире - в международном и межнациональном общении. Функции русского языка как государственного. Русский язык в кругу языков народов России Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Входная контрольная работа. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).Литературный язык и язык художественной литературы. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения. Основные требования к речи. Основные аспекты культуры речи Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Языковая норма и её особенности. Основные виды языковых норм. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии, орфографии. Фонетический разбор слова. Выразительные средства русской фонетики. Орфоэпия. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения и ударения. Нормы ударения в современном русском языке. Особенности русского словесного ударения. Роль ударения в стихотворной речи. Работа с текстом. Элементы лингвистического анализа. Произносительные нормы. Допустимые варианты произношения и ударения. Синонимия в системе русского языка. Лексика. Лексические нормы. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Русская лексика с точки зрения её употребления: диалектизмы, специальная лексика, арготизмы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением Русская фразеология. Происхождение фразеологизмов, стилистическая окраска, Соблюдение норм литературного языка. Культура разговорной речи. Контрольная работа за 1 полугодие Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Примечание 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Морфема как часть слова, многозначность морфем. Морфемная синонимия и антонимия. Словообразовательные средства выразительности. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Морфология и орфография. 1 Обобщающее повторение частей речи: их грамматическое значение, грамматические формы, синтаксические функции. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Информационная переработка текста Грамматические нормы. Нормативное употребление форм слова. 1 Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи Контрольная работа по разделу «Морфология и орфография» Речевое общение. Сферы и ситуации речевого общения. Виды речевого общения. Речевая ситуация и ее компоненты. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.Текст и его место в системе языка и речи. Текст и его строение. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности. Функциональные стили речи. Подготовка к контрольному сочинению на основе исходного текста. Написание контрольного сочинения на основе исходного текста. Чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров. Культура учебно-научного и делового общения( устная и письменная формы). Научный стиль. 1 Назначение, стилевые признаки и разновидности научного стиля. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение, аннотация, рецензия, тезисы, конспект, реферата. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Создание текста научного стиля. Итоговая контрольная работа. Оценка коммуникативных качеств и эффективности 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 речи. Обобщение и систематизация знаний. 1 Тематическое планирование 11 класс № п/п Тема урока Речевое общение 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Кол-во часов 1 Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Официально-деловой стиль речи 1 Официально-деловой стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Лексические, морфологические, синтаксические особенности делового стиля. Составление деловых документов различных жанров. Основные жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка. Составление деловых документов различных жанров. Основные жанры официально-делового стиля: объявление, деловое письмо, резюме, автобиография. КР Входная контрольная работа. 1 1 1 1 1 1 Публицистический стиль речи 1 Особенности публицистического стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле. Жанры публицистики. Очерк (путевой, портретный, проблемный), эссе. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Жанры публицистики. Устное выступление. Доклад. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Дискуссия. Ознакомление с правилами деловой дискуссии, с требованиями к ее участникам. Культура публичной речи. Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи. 1 1 1 1 1 1 Примечание 13 14 15 Дифференцированная работа над одним из четырех жанров: путевым очерком, портретным очерком, проблемным очерком, эссе (по выбору учащихся, с использованием материалов учебника). Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Практическая работа по теме. КР Контрольная работа за первое учебное полугодие. 1 Разговорная речь 1 16 Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи: неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма. 17 Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи. Культура разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения. Язык художественной литературы 18 19 20 21 22 23 24 25 Литературный язык и язык художественной литературы. Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, использование языковых средств других стилей, выражение в нем эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст. Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса. Анализ художественно-языковой формы произведений русской классической и современной литературы, развитие на этой основе восприимчивости художественной формы, образных средств, эмоционального и эстетического содержания произведения. Информационная переработка текста. Контрольная работа: анализ фрагмента художественного 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 текста или анализ текста лирического произведения. Пробный ЕГЭ Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров. Сочинение-рассуждение. Требования к сочинениюрассуждению. Создание собственного текста сочинениярассуждения. Создание собственного текста сочинения-рассуждения. 1 1 1 1 1 Общие сведения о языке 1 Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Язык как система. Основные уровни языка. Роль мастеров художественного слова в становлении, развитии и совершенствовании языковых норм. Выдающиеся ученые-русисты. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. 1 1 1 1