География

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Г еография»
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 г. N 2643 в подраздел "Требования к
уровню подготовки выпускников" внесены изменения
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы
географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира,
отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и
качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной
урбанизации;
- географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных
стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития,
специализации в системе международного географического разделения труда;
географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее
роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов
и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации
населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
таблицы,
картосхемы,
диаграммы,
простейшие
карты,
модели,
отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные
взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и
ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки
важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической
и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и
профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному
предмету.
Содержание учебного предмета «Г еография»
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Современные методы географических исследований.
Источники географической информации
География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды
географической
информации,
ее роль
и использование
в жизни
людей.
Геоинформационные системы.
Природа и человек в современном мире
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и
настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие
месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное
природопользование.
Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ
карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.
Население мира
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства
населени. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги
этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в
мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское
и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт
населения.
География мирового хозяйства
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная
структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и
непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и
туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная
специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и
региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География
мировых валютно-финансовых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения
разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и
регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и
природными условиями на конкретных территориях.
Регионы и страны мира
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности
географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных
регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также
Австралии.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения
специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном
географическом разделении труда.
Россия в современном мире
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной
специализации России. Особенности географии экономических, политических и

культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты
важнейших социально-экономических проблем России.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического
положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей
России с наиболее развитыми странами мира.
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание
глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая,
продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения.
Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты
качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические
взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.
Информация об изменениях: Приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 г. N 2643
в подраздел "Требования к уровню подготовки выпускников" внесены изменения

Тематическое планирование. Социальная и экономическая география мира. 10 класс
35 часов, 1 час в неделю
№

Тема урока

Количе
ство
уроков

1

Введение. Современные методы
географических исследований

1

2

Современная политическая карта мира.
Этапы формирования ПКМ и классификации
стран
Практическая работа №1. Классификации
стран по размерам территории, численности
населения,
географического
положения.
Составление графиков, картосхем и диаграмм
на основе статистической информации.

1

3

Многообразие стран мира и их типы

1

4

Государственный строй и формы
административно-территориального
устройства стран мира
Практическая работа №2. Работа с визитной
карточкой стран. Определение
государственного строя и форм устройства
Современная политическая карта мира.
Международные отношения и ПКМ

1

Обобщение по теме Современная
политическая карта мира.
Глобализация. Интеграционные сообщества
Население мира. Численность и
воспроизводство населения мира.
Постоянный рост населения Земли, его
причины и последствия. Типы
воспроизводства населени.
Практическая работа №3. Оценка основных
показателей
уровня
и
качества жизни
населения
Состав и структура населения.
Практическая работа №4. Анализ
половозрастных пирамид стран разного типа
География религий мира. Основные очаги
этнических и конфессиональных конфликтов.
Практическая работа №5. Анализ карт
народов и конфессионального состава
населения мира

1

5

6

7

8

9

1

1

1

1

Примечание

10

Основные направления и типы миграций в
мире.
Практическая работа №6. Анализ
миграционных потоков населения мира в 21
веке
Географические особенности размещения
населения. Формы расселения, городское и
сельское население мира.

1

Урбанизация как всемирный процесс.
Практическая работа №7. Обозначение на
контурной карте крупнейших агломераций и
мегалополисов мира
Обобщение по темам: Современная
политическая карта мира и Население мира

1

14

Зачет по темам: Современная политическая
карта мира и Население мира (номенклатура
стран по разным характеристикам, основные
понятия, сообщества)

1

15

Природа и человек в современном мире
Взаимодействие человечества и природы,
изменение окружающей среды в прошлом и
настоящем.
Основные виды природных ресурсов, их
размещение, крупнейшие месторождения и
территориальные сочетания
Практическая работа №8. Оценка
обеспеченности человечества основными
видами природных ресурсов.
Ресурсы Мирового океана, земельные, водные,
климатические, космические, рекреационные
ресурсы
Рациональное
и
нерациональное
природопользование.
Практическая работа №9. Анализ карт
природопользования с целью выявления
районов острых геоэкологических ситуаций
Характеристика НТР. Характерные черты.
Составные части. Основные факторы
размещения производительных сил
География мирового хозяйства
Мировое хозяйство, основные этапы его
развития. МГРТ
Отраслевая и территориальная структура
хозяйства мира.
Практическая работа №10. Анализ
экономических карт. Выявление
неравномерности хозяйственного освоения

1

11

12

13

16

17

18

19

20

21

1

1

1

1

1

1

1

22

23

24

25

26

27

28

29
30

31

разных территорий
География основных отраслей
производственной сферы, регионов различной
специализации. Промышленность мира

1

География основных отраслей
производственной сферы, регионов различной
специализации. Сельское хозяйство и
транспорт. Основные международные
магистрали и транспортные узлы
География основных отраслей
непроизводственной сферы, регионов
различной специализации. Мировая торговля
и туризм.
Международная специализация крупнейших
стран и регионов мира, интеграционные
отраслевые и региональные союзы
Ведущие страны-экспортеры основных видов
продукции
Практическая работа №11.
Определение
международной специализации крупнейших
стран и регионов мира.
География основных отраслей. Обобщение.
Практическая работа №12. Установление
взаимосвязей между размещением населения,
хозяйства и природными условиями на
конкретных территориях.
Основные формы всемирных экономических
отношений. География мировых валютно­
финансовых отношений.
Обобщение по теме «География отраслей
мирового хозяйства»
Россия в современном мире.
Россия на политической карте мира, в мировом
хозяйстве, системе международных
финансово-экономических и политических
отношений. Отрасли международной
специализации России.
Практическая работа №13. Анализ и
объяснение особенностей современного
геополитического и геоэкономического
положения России.

1

Особенности
географии
экономических,
политических и культурных связей России с
наиболее
развитыми
странами
мира
Практическая работа №14.
Определение
основных
направлений
внешних
экономических связей России с наиболее
развитыми странами мира.

1

1

1
1

32

Географические
аспекты
важнейших
социально-экономических проблем России

1

33

Обобщение по курсу географии 10 класса

1

34

Итоговый урок по географии 10 класса.
Контрольная работа по курсу географии 10
класса
Заключение. Значение знаний по
экономической и социальной географии мира

1

35

Итого: уроков - 35, практических работ - 14

1

Тематическое планирование. Социальная и экономическая география мира. 11 класс
34 часа, 1 час в неделю
№
1

2

3
4
5
6

Тема урока
Введение в курс географии 11 класса.
План изучения региональной географии мира:
Особенности
географического
положения,
истории открытия и освоения, природно­
ресурсного потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современных проблем развития
крупных регионов и стран Европы, Азии,
Африки, Северной и Латинской Америки, а
также Австралии.
Политическая карта Европы. История
освоения.Географическое положение,
природные ресурсы стран Европы
Население Европы. Особенности культуры
Хозяйство. Международные экономические
связи Европы

Количест
во уроков
1

1

1
1

Субрегионы Европы.
Европейские страны «большой семерки»:
Франция, ФРГ, Великобритания, Италия
Обобщение по теме Страны Европы.
Современные проблемы рахвития Европы

1
1

Практическая работа №1. Разработка маршрута
туристической поездки по странам Европы.
Обоснование выбора стран и тематики
Общая характеристика стран Азии. История
освоения. Географическое положение.
Природные условия, ресурсы.
Население стран Азии. Особенности культуры

1

Хозяйство стран Азии

1

12

Китай. Япония. Индия

1

13

Особенности крупных регионов Азии

1

14

Обобщение по теме Страны Азии.
Современные проблемы развития

1

15

Практическая работа №2. Разработка маршрута
туристической поездки по странам Азии.
Обоснование выбора стран и тематики
Австралия и Океания.
Особенности Австралии
Океания
Общая характеристика ГП, освоения и
природных ресурсов Африки

1

7
8

9

10
11

16
17
18

1

1

1

1

Примечание

19
20
21

Население и культура стран Африки
Хозяйство стран и регионов Африки
Обобщение по теме Австралия. Океания.
Африка. Современные проблемы развития.

1
1
1

22

Северная Америка. Особенности
географического положения, истории открытия
и освоения, природно-ресурсного потенциала,
населения и культуры.
Особенности США.
Практическая работа №4.Характеристика
районов США

1

23

Канада
Общая характеристика стран Латинской
Америки. Регионы Латинской Америки
Страны Латинской Америки: Мексика,
Бразилия и Аргентина
Обобщение по темам Северная и Латинская
Америка. Современные проблемы развития

1

Практическая работа №6. Анализ
политической карты мира и экономических
карт с целью определения специализации
разных типов стран и регионов мира, их
участия в международном географическом
разделении труда (контрольная ПР)
Географические
аспекты
современных
глобальных проблем человечества
Понятие о глобальных проблемах, их типах и
взаимосвязях. Географическое содержание
глобальных проблем человечества в прошлом
и настоящем. Сырьевая, демографическая,
продовольственная и геоэкологическая
проблемы как приоритетные, пути их решения
Практическая
работа
№7.
Составление
простейших
таблиц,
схем,
картосхем,

1

24
25
26

27

28

Домашняя
практическая работа
№3. Разработка
маршрута
туристической
поездки по странам
Африки.
Обоснование выбора
стран и тематики

1
1
1

1

Домашняя
практическая работа
№5. Разработка
маршрута
туристической
поездки по странам
Америки.
Обоснование выбора
стран и тематики

29

30
32

отражающих
географические
взаимосвязи
приоритетных
глобальных
проблем
человечества.
Проблемы преодоления отсталости
развивающихся стран. Географические
аспекты качества жизни населения. Роль
географии в решении глобальных проблем
человечества.
Россия в современном мире
Обобщение по курсу «Социально­
экономическая география мира».

1

1
1

33

Контрольная работа по материалам курса
географии 11 класса

1

34

Заключение. Значение географических знаний
для современного человека

1

Итого: уроков - 34, практических работ - 7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».