Планируемые результаты освоения учебного предмета «Г еография» Информация об изменениях: Приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 г. N 2643 в подраздел "Требования к уровню подготовки выпускников" внесены изменения Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать: - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; - географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; - особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; уметь: - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; - оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; - сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; - понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения; - понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. Содержание учебного предмета «Г еография» Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Современные методы географических исследований. Источники географической информации География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Природа и человек в современном мире Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций. Население мира Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населени. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения. География мирового хозяйства Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Регионы и страны мира Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда. Россия в современном мире Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. Информация об изменениях: Приказом Минобрнауки России от 10 ноября 2011 г. N 2643 в подраздел "Требования к уровню подготовки выпускников" внесены изменения Тематическое планирование. Социальная и экономическая география мира. 10 класс 35 часов, 1 час в неделю № Тема урока Количе ство уроков 1 Введение. Современные методы географических исследований 1 2 Современная политическая карта мира. Этапы формирования ПКМ и классификации стран Практическая работа №1. Классификации стран по размерам территории, численности населения, географического положения. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации. 1 3 Многообразие стран мира и их типы 1 4 Государственный строй и формы административно-территориального устройства стран мира Практическая работа №2. Работа с визитной карточкой стран. Определение государственного строя и форм устройства Современная политическая карта мира. Международные отношения и ПКМ 1 Обобщение по теме Современная политическая карта мира. Глобализация. Интеграционные сообщества Население мира. Численность и воспроизводство населения мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населени. Практическая работа №3. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения Состав и структура населения. Практическая работа №4. Анализ половозрастных пирамид стран разного типа География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Практическая работа №5. Анализ карт народов и конфессионального состава населения мира 1 5 6 7 8 9 1 1 1 1 Примечание 10 Основные направления и типы миграций в мире. Практическая работа №6. Анализ миграционных потоков населения мира в 21 веке Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. 1 Урбанизация как всемирный процесс. Практическая работа №7. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира Обобщение по темам: Современная политическая карта мира и Население мира 1 14 Зачет по темам: Современная политическая карта мира и Население мира (номенклатура стран по разным характеристикам, основные понятия, сообщества) 1 15 Природа и человек в современном мире Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания Практическая работа №8. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Ресурсы Мирового океана, земельные, водные, климатические, космические, рекреационные ресурсы Рациональное и нерациональное природопользование. Практическая работа №9. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций Характеристика НТР. Характерные черты. Составные части. Основные факторы размещения производительных сил География мирового хозяйства Мировое хозяйство, основные этапы его развития. МГРТ Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Практическая работа №10. Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения 1 11 12 13 16 17 18 19 20 21 1 1 1 1 1 1 1 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 разных территорий География основных отраслей производственной сферы, регионов различной специализации. Промышленность мира 1 География основных отраслей производственной сферы, регионов различной специализации. Сельское хозяйство и транспорт. Основные международные магистрали и транспортные узлы География основных отраслей непроизводственной сферы, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции Практическая работа №11. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. География основных отраслей. Обобщение. Практическая работа №12. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях. Основные формы всемирных экономических отношений. География мировых валютно финансовых отношений. Обобщение по теме «География отраслей мирового хозяйства» Россия в современном мире. Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Практическая работа №13. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. 1 Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира Практическая работа №14. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира. 1 1 1 1 32 Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России 1 33 Обобщение по курсу географии 10 класса 1 34 Итоговый урок по географии 10 класса. Контрольная работа по курсу географии 10 класса Заключение. Значение знаний по экономической и социальной географии мира 1 35 Итого: уроков - 35, практических работ - 14 1 Тематическое планирование. Социальная и экономическая география мира. 11 класс 34 часа, 1 час в неделю № 1 2 3 4 5 6 Тема урока Введение в курс географии 11 класса. План изучения региональной географии мира: Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии. Политическая карта Европы. История освоения.Географическое положение, природные ресурсы стран Европы Население Европы. Особенности культуры Хозяйство. Международные экономические связи Европы Количест во уроков 1 1 1 1 Субрегионы Европы. Европейские страны «большой семерки»: Франция, ФРГ, Великобритания, Италия Обобщение по теме Страны Европы. Современные проблемы рахвития Европы 1 1 Практическая работа №1. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы. Обоснование выбора стран и тематики Общая характеристика стран Азии. История освоения. Географическое положение. Природные условия, ресурсы. Население стран Азии. Особенности культуры 1 Хозяйство стран Азии 1 12 Китай. Япония. Индия 1 13 Особенности крупных регионов Азии 1 14 Обобщение по теме Страны Азии. Современные проблемы развития 1 15 Практическая работа №2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии. Обоснование выбора стран и тематики Австралия и Океания. Особенности Австралии Океания Общая характеристика ГП, освоения и природных ресурсов Африки 1 7 8 9 10 11 16 17 18 1 1 1 1 Примечание 19 20 21 Население и культура стран Африки Хозяйство стран и регионов Африки Обобщение по теме Австралия. Океания. Африка. Современные проблемы развития. 1 1 1 22 Северная Америка. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения и культуры. Особенности США. Практическая работа №4.Характеристика районов США 1 23 Канада Общая характеристика стран Латинской Америки. Регионы Латинской Америки Страны Латинской Америки: Мексика, Бразилия и Аргентина Обобщение по темам Северная и Латинская Америка. Современные проблемы развития 1 Практическая работа №6. Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда (контрольная ПР) Географические аспекты современных глобальных проблем человечества Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения Практическая работа №7. Составление простейших таблиц, схем, картосхем, 1 24 25 26 27 28 Домашняя практическая работа №3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Африки. Обоснование выбора стран и тематики 1 1 1 1 Домашняя практическая работа №5. Разработка маршрута туристической поездки по странам Америки. Обоснование выбора стран и тематики 29 30 32 отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Россия в современном мире Обобщение по курсу «Социально экономическая география мира». 1 1 1 33 Контрольная работа по материалам курса географии 11 класса 1 34 Заключение. Значение географических знаний для современного человека 1 Итого: уроков - 34, практических работ - 7