Планируемые результаты освоения учебного предмета: В результате изучения учебного предмета «Литературы Урала» ученик должен: знать / понимать: Предметно - информационная составляющая образованности * знать основные факты жизни и творчества уральских писателей 18-19-20 вв.; * знать стилевые особенности творчества писателей и поэтов 20 века; * знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений на Урале; * знать основные теоретико-литературные понятия; Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности * уметь воспроизводить содержание литературного произведения уральских авторов; * уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения уральской литературы, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения; * уметь соотносить художественную литературу Урала с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений, созданных на Урале; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы уральской литературы; соотносить произведения уральских авторов с общероссийским литературным направлением эпохи; * определять род и жанр уральских произведений; * сопоставлять литературные произведения, написанные на Урале, с общероссийскими; * уметь выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении и аргументированно формулировать своё отношение к прочитанному; * выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты) уральских авторов, соблюдая нормы литературного произношения; * писать рецензии на прочитанные произведения уральских авторов и сочинения разных жанров на литературные темы. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: * эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами * ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции, * самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; * нравственной оценки социального поведения людей; * предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений; * ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования; * осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. Содержание предмета. Литература 19 века. Тема 1.П.П.Бажов. «Живинка в деле». Проблема становления человека. Тема 2 . В.И.Даль. Рассказ «Европа и Азия».Жанровые особенности. Проблематика очерка. Тема 3 . Ф.М.Решетников. Повесть «Подлиповцы». «Народный роман».Становление нового направления в литературе. Изображение быта, нравов. Система образов. Язык повести. Д.Н.Мамин - Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы». Проблематика романа. Основа романа - идея вырождения уральских промышленников. Судьба главного героя - Сергея Александровича Привалова. Отражение быта уездного уральского общества (старик Бахарев, Данила Шелехов, местные «львицы»). Цикл «Уральские рассказы» - период писательского самоутверждения. Образ трудового уральского народа («Бойцы», «Золотуха», «На шихане»). Образ великой уральской реки Чусовой. Дружба писателя с художником А.К. Денисовым-Уральским. «Уральские рассказы» Д.Н. Мамина-Сибиряка и «Записки охотника» И.С.Тургенева. Тема4. А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе». Бытописательская манера повествования в повести. Изображение быта, нравов рабочего люда Урала. Этнографические зарисовки в повести. Тема 5.П.П.Инфантьев «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов» Из дневника туриста. Жанр путевых очерков в русской литературе 19 века. Особенности стиля писателя. Суровая правда факта о судьбе мансийского народа. Образ авторарассказчика и его позиция. Перекличка рассказа Инфантьева с рассказом Л.Н.Толстого «Хозяин и работник». Тема 6.Г.Е.Верещагин. «Ночное гадание». Обычаи народа. Авторская позиция. Литература 20 века. Тема 1. Уральская поэзия 20-х - 50-х годов Василий Каменский - поэт-футурист. Дружба с В.Маяковским, В.Хлебниковым, Д.Бурлюком. Интерес поэта к историческому прошлому страны. Поэмы «Степан Разин», «Емельян Пугачёв», «Иван Болотников» как изображение мощи национального характера. Образ национального героя Степана Разина в одноимённой поэме. Стихи «Чурлю-журль», «Маяковский», «Сарынь на кичку», «Пожар». Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв. Судьба поэта - строителя Магнитки. Сила духа, человеческая надёжность и неколебимая верность в стихах поэта. Стихи «Песня в брезентовой палатке», «Правда в песне, чтоб мать не знала...». Уральские поэты-фронтовики: Гражданско-патриотическая лирика С.Щипачёва, Н.Куштума, Мусы Джалиля и других авторов. Тема Родины и памяти в стихотворениях уральских поэтов-фронтовиков. Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева и К.Некрасова. Творческая судьба поэтесс и особенности их поэзии. Образ Урала в лирических стихах Л.Татьяничевой и К.Некрасовой. Л.Татьяничева: стихи «Урал», «Ей приснилось, что она - Россия», « Ребята осенней н о ч ь ю .» , и др.; К.Некрасова : стихи «Урал», «Дела наши, что сделаны н Тема 2. Уральская литература 60-х - 70-х годов. Поэзия «шестидесятников». Основные мотивы и тематика творчества М.П.Никулиной, Э.И.Бояршиновой, А.М.Домнина и A. Л.Решетова. Образ уральской природы в лирике поэтов (подборка стихов по выбору учителя). Тема 3. Мастер прозы: Н.Г.Никонов «След Рыси». Особенности жанра публицистической поэмы. Проблема «Человек и природа» в произведении. Образ живой природы в поэме. Утверждение нравственных законов отношения человека к миру в публицистической поэме Н.Никонова «След Рыси» и повести В.П.Астафьева «Царь-рыба». Роль авторарассказчика. Публицистичность и лиризм повествования. Тема 4. Литература Урала 80-х - 90-х годов. «Материнская поэзия» Л.Ладейщиковой. Об уральской поэзии и прозе последнего десятилетия 20 века. Тема материнского счастья и заботы в книге Л.Ладейщиковой «Колыбельная тайна». Тема Родины-России в сборнике «Свеча негасимая». Особенности поэтической лексики поэтессы. Стихи «Лоза», «Связь», «Птенец», «Свеча» и др. Тема 5. Современная проза Урала. Образ современника в произведениях А Иванченко, B. Исхакова и др. авторов (по выбору учащихся). Тема 6. Поэты новой волны. Стилевые особенности поэзии современных уральских поэтов: В.Кальпиди, Ю.Казарина (стихи по выбору). Тема 7. Драматургия Николая Коляды. Пьеса «Канотье» - социальная пьеса. Судьбы героев пьесы. Глубокий философский смысл драматургических произведений Н.Коляды. Тематическое планирование 11класс №п/п Тема урока 1. 2. 3. 4. 5. 23. 24. 25. 26. Литература Урала 19 века. Вводное занятие. П.П.Бажов. «Живинка в деле». В.И.Даль. Рассказ «Европа и Азия». Ф.М.Решетников. Повесть «Подлиповцы». Д.Н.Мамин - Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы». Д.Н.Мамин-Сибиряк. Цикл «Уральские рассказы». А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе» П.П.Инфантьев «За уральским бобром» Г.Е.Верещагин. Очерк «Ночное гадание». Литература Урала начала ХХ века И. Колотовкин рассказ «Благодетель» Б.А. Тимофеев «Пелагеюшка - раб Христов» К.Ф.Жаков. Рассказ «Жизнь Фалалея». Поэзия В.В.Каменского. История и современность в литературе Урала 30-80-х годов. Б.А. Ручьев «Песня о брезентовой палатке». А.С. Филиппович «Моя тихая родина». А.П. Романов «Диофантовы уравнения» Н.В. Коляда «Канотье» Особенности драматургии 19 века и неомодернизма 20 века. Поэзия Б.М. Марьева. Поэзия Урала рубежа тысячелетийВ.О. Кальпиди. «Пинающий консервную банку». Поэзия Ю.В. Казарина Поэзия Б.Б. Рыжего Поэзия В.Ф. Шихова Современная проза и драматургия Урала. 27. А.С. Верников. «Дозорный на границе». 1 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34 А.П.Чуманов. Рассказ «Горыня» А.П. Чуманов «Розовое яблоко». Рассказы Н.В. Горлановой. «Что я люблю» Н.В. Горланова «Не люблю». Н.В. Горланова. «Семейный портрет». О.А. Славина «2017» Поэзия «шестидесятников» 1 1 1 1 1 1 1 6. 7. 8. 9. 0. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Примечание