Литература Урала

Планируемые результаты освоения учебного предмета:
В результате изучения учебного предмета «Литературы Урала» ученик должен:
знать / понимать:
Предметно - информационная составляющая образованности
* знать основные факты жизни и творчества уральских писателей 18-19-20 вв.;
* знать стилевые особенности творчества писателей и поэтов 20 века;
* знать основные закономерности историко-литературного процесса и черты
литературных направлений на Урале;
* знать основные теоретико-литературные понятия;
Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности
* уметь воспроизводить содержание литературного произведения уральских авторов;
* уметь анализировать и интерпретировать художественные произведения уральской
литературы, используя сведения по истории и теории литературы (тематика,
нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно­
выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену)
изученного произведения, объяснить его связь с проблематикой произведения;
* уметь соотносить художественную литературу Урала с общественной жизнью и
культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
изученных литературных произведений, созданных на Урале; выявлять «сквозные» темы
и ключевые проблемы уральской литературы; соотносить произведения уральских
авторов с общероссийским литературным направлением эпохи;
* определять род и жанр уральских произведений;
* сопоставлять литературные произведения, написанные на Урале, с общероссийскими;
* уметь выявлять авторскую позицию в прочитанном произведении и аргументированно
формулировать своё отношение к прочитанному;
* выразительно читать изученные произведения ( или их фрагменты) уральских авторов,
соблюдая нормы литературного произношения;
* писать рецензии на прочитанные произведения уральских авторов и сочинения разных
жанров на литературные темы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
* эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия
с социальными институтами
* ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки
собственной гражданской позиции,
* самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия
собственных решений; критического восприятия информации,
получаемой в
межличностном общении и в массовой коммуникации;
* нравственной оценки социального поведения людей;
* предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов
общественных отношений;
* ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в
учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
* осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положением.
Содержание предмета.
Литература 19 века.
Тема 1.П.П.Бажов. «Живинка в деле». Проблема становления человека.
Тема 2 . В.И.Даль. Рассказ «Европа и Азия».Жанровые особенности. Проблематика
очерка.
Тема 3 . Ф.М.Решетников. Повесть «Подлиповцы». «Народный роман».Становление
нового направления в литературе. Изображение быта, нравов. Система образов. Язык
повести.

Д.Н.Мамин - Сибиряк. Роман «Приваловские миллионы». Проблематика романа. Основа
романа - идея вырождения уральских промышленников. Судьба главного героя - Сергея
Александровича Привалова. Отражение быта уездного уральского общества (старик
Бахарев,
Данила
Шелехов,
местные
«львицы»).
Цикл «Уральские рассказы» - период писательского самоутверждения. Образ трудового
уральского народа («Бойцы», «Золотуха», «На шихане»). Образ великой уральской реки Чусовой.
Дружба
писателя
с
художником
А.К.
Денисовым-Уральским.
«Уральские рассказы» Д.Н. Мамина-Сибиряка и «Записки охотника» И.С.Тургенева.
Тема4.
А.А.Кирпищикова
«Как
жили
в
Куморе».
Бытописательская манера повествования в повести. Изображение быта, нравов рабочего
люда
Урала.
Этнографические
зарисовки
в
повести.
Тема 5.П.П.Инфантьев «За уральским бобром. Путешествие в страну вогулов» Из
дневника туриста. Жанр путевых очерков в русской литературе 19 века. Особенности
стиля писателя. Суровая правда факта о судьбе мансийского народа. Образ авторарассказчика и его позиция. Перекличка рассказа Инфантьева с рассказом Л.Н.Толстого
«Хозяин и работник».
Тема 6.Г.Е.Верещагин. «Ночное гадание». Обычаи народа. Авторская позиция.
Литература 20 века.
Тема 1. Уральская поэзия 20-х - 50-х годов
Василий Каменский - поэт-футурист. Дружба с В.Маяковским, В.Хлебниковым,
Д.Бурлюком. Интерес поэта к историческому прошлому страны. Поэмы «Степан Разин»,
«Емельян Пугачёв», «Иван Болотников» как изображение мощи национального характера.
Образ национального героя Степана Разина в одноимённой поэме. Стихи «Чурлю-журль»,
«Маяковский», «Сарынь на кичку», «Пожар».
Предвоенная поэзия: Б.Ручьёв. Судьба поэта - строителя Магнитки. Сила духа,
человеческая надёжность и неколебимая верность в стихах поэта.
Стихи «Песня в брезентовой палатке», «Правда в песне, чтоб мать не знала...».
Уральские
поэты-фронтовики:
Гражданско-патриотическая
лирика
С.Щипачёва,
Н.Куштума, Мусы Джалиля и других авторов. Тема Родины и памяти в стихотворениях
уральских поэтов-фронтовиков.
Послевоенная поэзия: Л.Татьяничева и К.Некрасова. Творческая судьба поэтесс и
особенности их поэзии. Образ Урала в лирических стихах Л.Татьяничевой и
К.Некрасовой.
Л.Татьяничева: стихи «Урал», «Ей приснилось, что она - Россия», « Ребята осенней
н о ч ь ю .» , и др.; К.Некрасова : стихи «Урал», «Дела наши, что сделаны н
Тема 2. Уральская литература 60-х - 70-х годов. Поэзия «шестидесятников». Основные
мотивы и тематика творчества М.П.Никулиной, Э.И.Бояршиновой, А.М.Домнина и
A. Л.Решетова. Образ уральской природы в лирике поэтов (подборка стихов по выбору
учителя).
Тема 3. Мастер прозы: Н.Г.Никонов «След Рыси». Особенности жанра публицистической
поэмы. Проблема «Человек и природа» в произведении. Образ живой природы в поэме.
Утверждение нравственных законов отношения человека к миру в публицистической
поэме Н.Никонова «След Рыси» и повести В.П.Астафьева «Царь-рыба». Роль авторарассказчика. Публицистичность и лиризм повествования.
Тема 4. Литература Урала 80-х - 90-х годов. «Материнская поэзия» Л.Ладейщиковой. Об
уральской поэзии и прозе последнего десятилетия 20 века. Тема материнского счастья и
заботы в книге Л.Ладейщиковой «Колыбельная тайна». Тема Родины-России в сборнике
«Свеча негасимая».
Особенности поэтической лексики поэтессы. Стихи «Лоза», «Связь», «Птенец», «Свеча» и
др.
Тема 5. Современная проза Урала. Образ современника в произведениях А Иванченко,
B. Исхакова и др. авторов (по выбору учащихся).
Тема 6. Поэты новой волны. Стилевые особенности поэзии современных уральских
поэтов: В.Кальпиди, Ю.Казарина (стихи по выбору).
Тема 7. Драматургия Николая Коляды. Пьеса «Канотье» - социальная пьеса.

Судьбы героев пьесы. Глубокий философский смысл драматургических произведений
Н.Коляды.

Тематическое планирование 11класс
№п/п

Тема урока

1.
2.
3.
4.
5.

23.
24.
25.
26.

Литература Урала 19 века. Вводное занятие.
П.П.Бажов. «Живинка в деле».
В.И.Даль. Рассказ «Европа и Азия».
Ф.М.Решетников. Повесть «Подлиповцы».
Д.Н.Мамин - Сибиряк. Роман «Приваловские
миллионы».
Д.Н.Мамин-Сибиряк. Цикл «Уральские рассказы».
А.А.Кирпищикова «Как жили в Куморе»
П.П.Инфантьев «За уральским бобром»
Г.Е.Верещагин. Очерк «Ночное гадание».
Литература Урала начала ХХ века
И. Колотовкин рассказ «Благодетель»
Б.А. Тимофеев «Пелагеюшка - раб Христов»
К.Ф.Жаков. Рассказ «Жизнь Фалалея».
Поэзия В.В.Каменского.
История и современность в литературе Урала 30-80-х
годов.
Б.А. Ручьев «Песня о брезентовой палатке».
А.С. Филиппович «Моя тихая родина».
А.П. Романов «Диофантовы уравнения»
Н.В. Коляда «Канотье»
Особенности драматургии 19 века и неомодернизма
20 века.
Поэзия Б.М. Марьева.
Поэзия Урала рубежа тысячелетийВ.О. Кальпиди.
«Пинающий консервную банку».
Поэзия Ю.В. Казарина
Поэзия Б.Б. Рыжего
Поэзия В.Ф. Шихова
Современная проза и драматургия Урала.

27.

А.С. Верников. «Дозорный на границе».

1

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34

А.П.Чуманов. Рассказ «Горыня»
А.П. Чуманов «Розовое яблоко».
Рассказы Н.В. Горлановой. «Что я люблю»
Н.В. Горланова «Не люблю».
Н.В. Горланова. «Семейный портрет».
О.А. Славина «2017»
Поэзия «шестидесятников»

1
1
1
1
1
1
1

6.
7.
8.
9.
0.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».