Планируемые результаты освоения курса по выбору «Практическая грамотность». Знать/понимать: Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи. Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь; Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально деловой сферах общения; Основные особенности функциональных стилей; Уметь: Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов. Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации. Владеть основными приёмами информационной переработки письменного текста. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка. Применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Содержание учебного курса Введение Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Подготовка к заданиям тестового уровня Средства связи предложений в тексте. Лексическое значение слова. Постановка ударения. Основные правила сочетаемости слов. Образование форм слова. Нормы согласования и управления. Построение предложения с деепричастием. Синтаксические нормы. Правопи сание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Правописание НЕ и НИ. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложных предложение с разными видами связи. Лексические нормы. Последовательность предложений в тексте. Смысловая и компози ционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи. Лексическое значение слова. Средства связи предложений в тексте. Языковые средства выразительности. Подготовка к написанию задания повышенной сложности - сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста Тема и идея текста. Конструирование собственного высказывания. Основные способы формулировки проблемы текста и ее комментария. Позиция автора, способы ее введения в сочинение. Подбор аргументов. Композиционное и речевое оформление сочинения. Комплексная подготовка к ЕГЭ Тренинг в формате ЕГЭ на сайтах. Тематическое планирование № п/п 1 2 3-4 5-6 7-8 910 1112 13 14 1516 17 18 19 20 21 22 23 24 2526 27 28 29 30 31 32 3335 Тема урока Кол-во часов Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ. Знакомство с сайтами. Смысл текста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров Средства связи предложений в тексте. Лексика. Лексическое значение слова. Орфоэпия. Правильная постановка ударения. Орфоэпический минимум. Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. Образо вание форм слова. Нормы согласования и управления. Построение предложения с деепричастием. Синтаксические нормы. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего и прошедшего времени. Правописание НЕ с различными частями речи. Слитное, дефисное, раздельное написание слов. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связан ных с членами предложения. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Последовательность предложений в тексте. Смысловая и композиционная целостность текста. Функционально-смысловые типы речи. Лексическое значение слова. Средства связи предложений в тексте. Языковые средства выразительности. Анализ средств выразительности. Композиция экзаменационного сочинения. Подбор аргументов (практикум). Аргументы из жизненного опыта (практикум). Как корректировать сочинение. Орфографический и пунктуационный практикум. Практикум по написанию сочинения. Решение тестовых вариантов в онлайн режиме на сайтах. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 Примечание